Наши условия на Forex / Форекс - Спрэды - EUR/USD - 1,5 GBP/USD - 2 USD/JPY - 2; Плечо до 1/500; Лот от 5 000
   
Кабинет
Котировки
Web Online
Графики
Web Online
Архивы
Новости
Статистика
Форум
Telegram





Время ужесточений еще не пришло

Фондовый рынок

Финансовые кризисы оказывают разрушительное воздействие на государственные финансы. Также велико влияние на страны, процветавшие в докризисный период. Таким образом, среди стран Большой семерки, вирусом пузырей заражены США и Великобритания. Для них сейчас главное правильно выбрать время для начала повышения ставок и его масштабы. Вне всякого сомнения, ужесточение должно быть основательным. Но поспешные действия могут оказаться непоправимой ошибкой. В своей работе, посвященной истории финансовых кризисов Кармен Рейнхарт из Университета Мэриленда и Кеннет Рогофф из Гарвардского университета отмечают, что в странах, пострадавших от кризиса "реальная сумма долга выросла почти вдвое". Это относится и к США, и к Великобритании. Программы стимулирования и спасения финансового сектора виновны в этом лишь отчасти. Согласно данным Международного валютного фонда в Великобритании ни один из 10.6 процентов роста дефицита бюджета к ВВП в период между 2007 и 2010 годами не был обусловлен связанными с кризисом дискреционными мерами. В случае с США, из 6.5% падения, 1.8% вызвано такими мерами. Большинство изменений носят структурный характер: показатели ВВП и бюджетных поступлений никогда не вернутся на прежний уровень.


Тогда как же определить процент сокращения бюджета? Один из способов - исторический (см. таблицы ниже). В Великобритании, по прогнозам МВФ, последствием кризиса будет увеличение процента чистого государственного долга к ВВП, который достигнет 50 процентов между 2007 и 2014 годами. Такое положение можно сравнить только с ситуацией во время войны. Сегодня этот показатель ниже, чем в периоды революционных войн и войны с Наполеоном или мировых войн двадцатого столетия. Но он так же высок, как в периоды войн в 18 веке, а может даже выше. Это особый период в финансовой истории Великобритании. В истории США подобное уже было. Увеличение коэффициента долга опять-таки можно сравнить с ситуацией в период крупных войн: он ниже, чем в во время Второй мировой войны, но выше, чем в период гражданской и Первой мировой войны. Колоссальный рост долга уже не в первый раз наблюдается в США в мирное время. Впервые он был зафиксирован во время правления республиканцев в 1981-1992 годах. Именно тогда они открыли для себя экономику предложения.


Несмотря на то, что процент роста долга очень высок в обеих странах, к 2014 году он не достигнет исторических максимумов, особенно это касается Великобритании, где отношение чистого государственного долга к ВВП дважды приближалось к 250 процентам. В США уровень долга, скорее всего, приблизится к предыдущим рекордам. Однако в прошлом подобные масштабы задолженности не создавали непреодолимых проблем. В 19 веке обе страны благополучно выбрались из долговой ямы, сумев сохранить ценовую стабильность.  Во второй половине двадцатого столетия, это им опять удалось, хотя и не без инфляции. В этом нет ничего удивительного. Предположим, что реальная процентная ставка составляет 2.5%. Тогда расходы на обслуживание долга на уровне 100% от ВВП составят 2.5% ВВП, а это пустяки. Также представим, что динамика темпов роста совпадает с динамикой изменения процентных ставок (и это небезосновательное предположение). Тогда сбалансированный основной бюджет позволит сохранить стабильность долга (до уплаты процентов). Это тоже не нанесет большого вреда.


В чем же состоит проблема? А в том, что люди потеряют веру в способность правительств в итоге взять под контроль дефициты бюджета. Существуют две причины для таких опасений. Во-первых, войны рано или поздно заканчиваются, а дефициты бюджета остаются и в мирное время. Во-вторых, сократить дефицит в конце войны проще, чем пытаться сделать это в мирное время, когда идет борьба за каждый фунт или доллар. Простые обещания сократить дефициты не внушают доверия. Масштабы корректировок лишь усугубляют дело. МВФ утверждает, что в 2010 году структурный дефицит бюджета в США составит 3.7% ВВП, а в Великобритании - 7.8%. В Великобритании этот показатель самый высокий по сравнению с другими странами, членами Большой семерки, за ней следует Япония с 6.9%. МВФ также предполагает, что к 2030 году необходимо будет снизить процент долга до 60% от ВВП, это позволит подготовиться к новым потрясениям. По данным МВФ, Штатам потребуется фискальное ужесточение на уровне 8.8% от ВВП, а Великобритании - 12.8%. Другие развитые страны уже прошли через это, в частности Ирландия в восьмидесятые годы 20 века, а также Дания, Финляндия и Швеция в девяностые. В условиях отсутствия быстрого роста, основанного на экспортном секторе, такое ужесточение может стать серьезным испытанием. Эти данные расходятся с утверждениями премьер-министра Великобритании, Гордона Брауна, об укреплении стабильности. Вряд ли Великобританию ждет нечто подобное.


Увы, доверие нельзя воспринимать как должное. Именно об этом свидетельствует ситуация на рынке свопов кредитного дефолта: спрэды по государственным облигациям Великобритании снова выросли, достигнув 70 базисных пунктов. Подозреваю, что рейтинговые агентства не понизили рейтинг Великобритании по причине того, что тогда бы им пришлось также поступить с США. Какое же агентство после этого решится показаться в конгрессе?  И хотя дефициты нельзя раздувать до бесконечности, сейчас не лучшее время для резкого сокращения. Существует высокая вероятность того, что это вновь вызовет экономический спад, как произошло в Японии в девяностые годы. Кроме того, как следствие, Центробанки могут пойти на усиление мер количественного и кредитного ослабления. Однако такая политика рискует подорвать доверие, особенно к валюте, поскольку многие инвесторы верят (хотя напрасно) в то, что валютные курсы помогают прогнозировать рост инфляции.


Так что же делать? В этом контексте нельзя не согласиться с замечанием главы МВФ, Доминика Стросс-Кана, которое он сделал в Лондоне на прошлой неделе: время отказа от аккомодационных политик еще не пришло. Это относится к США и Великобритании. Но необходимы надежные финансовые институты и  план по ужесточению, который будет реализован автоматически, только при условии восстановления расходов частного сектора. На данный момент одной из первоочередных задач является вывод ожидаемых компенсационных расходов, например, на пенсионное обеспечение, на приемлемый уровень. Вкратце, это предполагает надежное и долгосрочное ужесточение политики, которое автоматически реагирует на восстановление в экономике. Однако необходимо посмотреть "неудобной правде" в глаза. И США, и Великобритания уже потеряли статус богатых держав. Убытки необходимо распределять, большая часть из них выпадет на долю государственных расходов, налогообложения или и того и другого. Как только станет ясно, что ни одна из стран не сможет успешно противостоять этим проблемам, неизбежно начнутся новые финансовые кризисы. И это лишь вопрос времени.


Мартин Вулф
По материалам The Financial Times Источник: ProFinance.Ru - Новости рынка Форекс

Последние новости:

30.11.09 07:03  |  История Дня Благодарения, рассказанная в послекризисный период 30.11.09 13:37  |  Слова, которые Обама должен сказать китайскому Премьеру
Комментарии (всего 3)
 
11:50  guliver88: это печально))
12:30  helodes: ну и где феноменальное падение фунта в 12.30? ха!??????????????

Новости рынка


 
  О компании -

Редакция · Реклама · Контакты

 
Графики и котировки Forex / Форекс -

Котировки · Котировки онлайн · Графики · Графики онлайн · Информеры - Курс валют ЦБ и Форекс

Быстрый переход

Котировки валют · Курс доллара к рублю · Курс евро к рублю · Курсы валют к рублю · Котировки акций · Нефть · Золото · Биткоин · Нефть Urals

Аналитика и прогнозы Forex / Форекс -    

Архив новостей валютного и фондового рынка · Архив экономических новостей и событий

Сообщество форекс - трейдеров -  

Форекс Форум

Новости и аналитика рынка валют Forex / Форекс, фондовых и сырьевых рынков на ProFinance.Ru - Copyright © 1995 - 2024 ПроФинанс.ру.
Редакция · Реклама на сайте ·