Логотип российской авиакомпании «Аэрофлот» на самолете Airbus A320 в Коломье недалеко от Тулузы, Франция, 26 сентября 2017 г. REUTERS/Regis Duvignau/File Photo
Российские авиакомпании, в том числе контролируемый государством «Аэрофлот " (AFLT) , разбирают авиалайнеры, чтобы обеспечить запасные части, которые они больше не могут покупать за границей из-за западных санкций, сообщили Рейтер четыре источника в отрасли.
Эти шаги соответствуют совету, который российское правительство дало авиакомпаниям в июне, чтобы использовать некоторые самолеты для ремонта, чтобы остальные самолеты иностранного производства могли продолжать летать как минимум до 2025 года.
Санкции, введенные против России, не позволяют российским авиакомпаниям получить запчасти или пройти техническое обслуживание на Западе.
Эксперты в области авиации говорят, что российские авиакомпании, скорее всего, начнут снимать детали со своих самолетов, чтобы поддерживать их в летной годности, но это первые подробные примеры.
Как минимум один российский самолет Sukhoi Superjet 100 и Airbus A350, оба эксплуатируемые Аэрофлотом, в настоящее время остановлены и разбираются, сообщил источник, знакомый с ситуацией.
Источник отказался назвать из-за деликатности вопроса.
По словам источника, Airbus A350 почти новый.
Большая часть авиапарка России состоит из западных пассажирских самолетов.
По словам источника, оборудование было взято с пары самолетов Boeing 737 и Airbus A320 Аэрофлота, поскольку перевозчику нужны запчасти от этих моделей для других своих самолетов Boeing 737 и Airbus A320.
Sukhoi Superjets российской сборки также сильно зависят от иностранных запчастей. По словам первого источника, с одного Superjet уже сняли двигатель, чтобы позволить другому Superjet продолжить полеты.
По словам отраслевых экспертов, двигатели часто меняются местами между самолетами и обычно поставляются по отдельным контрактам. Они не считаются частью основного планера.
По словам источника в западной авиационной промышленности, гибель базирующихся в России самолетов является «лишь вопросом времени».
Новые поколения самолетов — A320neo, A350, Boeing 737 MAX и 787 — оснащены технологиями, которые необходимо постоянно обновлять.
По словам западных источников, в течение года после вступления в силу санкций сохранить современные самолеты в эксплуатации будет непросто даже для высокоразвитой и компетентной инженерной базы России.
Практика удаления деталей для поддержания полета другого самолета широко известна как превращение вышедших из употребления самолетов в «рождественские елки». Хотя это относительно редкое явление, чаще всего оно связано с финансовыми трудностями и никогда не происходило в таких масштабах.
Реактивные лайнеры могут быть снова введены в строй при условии, что изъятые детали будут возвращены, хотя это не обязательно восстановит отслеживаемость, необходимую для повторного выхода самолетов на мировые рынки.
Многие детали имеют ограниченный срок службы, который необходимо регистрировать.
Почти 80% флота Аэрофлота составляют Boeing и Airbus.
По подсчетам Reuters, основанным на данных Flightradar24, с конца июля не взлетали около 50 самолетов Аэрофлота, или 15% его парка, включая самолеты, подпавшие под санкции.
По данным Flightradar24, три из семи самолетов Airbus A350, эксплуатируемых Аэрофлотом, в том числе один, который сейчас используется на запчасти, не взлетали около трех месяцев.
По словам второго источника в отрасли, российские перевозчики летают по меньшему количеству маршрутов из-за западных санкций, что означает, что есть неиспользуемые самолеты, которые могут быть разобраны.
«Западные производители понимают, что почти все «Суперджеты» эксплуатируются в России, — сказал Олег Пантелеев, руководитель аналитического центра авиации «Авиапорта». «Можно просто перестать производить и поставлять запчасти — для России это будет больно».
Данные компании показали, что Аэрофлот, когда-то входивший в число ведущих авиакомпаний мира, но теперь полагающийся на государственную поддержку, испытал падение трафика на 22% во втором квартале этого года по сравнению с прошлым годом после того, как санкции не позволили ему летать по большинству западных направлений.
По словам источников, обеспечение поставок из стран, которые не ввели санкции против России, вряд ли поможет, поскольку компании из Азии и Ближнего Востока опасаются риска вторичных санкций против них со стороны западных правительств.
«Каждая деталь имеет свой (уникальный) номер, и если в документах конечным покупателем будет указана российская авиакомпания, то никто не согласится на поставку, ни Китай, ни Дубай», — сказал первый источник, добавив, что все детали должны быть доведены до сведения компаний Boeing и Airbus до того, как они будут переданы конечному пользователю.
По материалам Рейтер
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram