Европейская комиссия объявила о пересмотре стратегии по полному отказу от российских энергоресурсов к концу 2027 года. Однако некоторые регионы Европы движутся в противоположном направлении.
Продажи сжиженного природного газа (СПГ) из России на континенте фактически растут, а поставки газа по трубопроводу «Турецкий поток» не только сохраняются, но и увеличиваются.
Действительно, экспорт российского трубопроводного газа в Европейский союз резко сократился с начала конфликта в Украине: с более чем 155 миллиардов кубометров в 2021 году до менее 40 миллиардов кубометров в 2024 году.
Однако за тот же период продажи российского СПГ в ЕС почти удвоились и составили около 25 миллиардов кубометров. Франция, Бельгия, Испания и Нидерланды закупили более 90% этого объёма.
Запрет на перевалку российского СПГ через порты ЕС фактически привёл к росту прямых спотовых закупок газа.
Эта тенденция должна измениться в соответствии с новой «дорожной картой» ЕС, поскольку она призывает страны-члены разработать подробные национальные планы по постепенному отказу от российского газа в течение следующих двух с половиной лет. Однако Комиссия не предлагает чёткой правовой базы для обеспечения выполнения этих целей.
Трубопровод «Турецкий поток», проходящий по дну Чёрного моря в Турцию и далее в Юго-Восточную Европу, остаётся основным способом экспорта российского газа в этот регион. В первом квартале 2025 года объёмы поставок по европейскому участку «Турецкого потока» выросли на 16% по сравнению с предыдущим годом и составили около 4,5 миллиардов кубометров. Это было обусловлено ростом спроса в Венгрии и Словакии.
С момента запуска «Турецкого потока» в ЕС поступило более 63 миллиардов кубометров российского газа, что принесло «Газпрому» более 20 миллиардов евро, а также обеспечило газом Грецию, Болгарию, Сербию, Румынию, Молдову, Северную Македонию, Боснию, Венгрию и Словакию.
Диаграмма, показывающая ежемесячные объемы импорта природного газа через TurkStream (млрд куб. м)
В 2025 году Венгрия станет основным импортёром российского газа, а объём импорта увеличится до 8 миллиардов кубометров по сравнению с 6 миллиардами кубометров в 2023 году. Словакия, которая ранее получала газ через Украину, начала импортировать его через «Турецкий поток». Этому способствовало увеличение мощности трансграничного газопровода с 2,6 до 3,5 миллиардов кубометров в год.
Государственный поставщик газа Словакии, компания SPP, в марте 2025 года подтвердила, что продлит долгосрочный контракт с «Газпромом», действующий до 2034 года.
Эти потоки обусловлены значительными скидками «Газпрома». По данным ЕС, основанным на заказных данных, цена на российский трубопроводный газ, проданный покупателям ЕС через «Турецкий поток» в 2024 году, была на 13-15% ниже, чем у альтернативных вариантов.
Линейная диаграмма, показывающая долю поставок российского газа в общем объеме потребления в Центральной и Юго-Восточной Европе
Альтернативные источники энергии
Существуют различные варианты обеспечения поставок газа. В 2025 году ожидается увеличение экспорта сжиженного природного газа (СПГ) из США на 15%, что составит 22,5 млрд кубометров. Это может полностью заменить трубопроводный газ из России и сократить дефицит торгового баланса США с Европейским союзом на 10 млрд долларов в год.
Экспорт СПГ из США может быть направлен на терминалы в Турции, Греции, Хорватии и Италии. Затем газ может быть распределён по всей Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ) через интерконнекторы, способные пропускать более 30 млрд кубометров газа в год.
Однако переход от одного поставщика к другому может быть рискованным в условиях, когда лидерство США становится менее надёжным. Кроме того, американские экспортёры СПГ предлагают Европе более высокие цены, чем североамериканские покупатели, и требуют заключения контрактов на 20–25 лет, что противоречит целям Европейского союза по декарбонизации.
Правительства стран ЦВЕ, в частности Венгрии и Словакии, выступают против постепенного отказа от российского газа, утверждая, что это приведёт к резкому росту стоимости энергии и подорвёт конкурентоспособность Европы. Однако более детальное изучение рыночной ситуации и финансовых отчётов газовых компаний позволяет предположить, что скидка на российский газ не доходит до потребителей, а оседает у поставщиков, связанных с «Газпромом».
Чтобы стимулировать процесс диверсификации поставок, Европейский союз мог бы немедленно запретить спотовые закупки газа, так как они не требуют изменений в долгосрочных газовых контрактах. Сроки постепенного отказа от импорта российского газа, указанные в «дорожной карте», также могут быть перенесены на конец 2025 года, и Европейский союз может сделать этот срок обязательным.
Этот процесс может привести к активации форс-мажорных оговорок в долгосрочных контрактах «Газпрома», хотя эксперты в области права предупреждают, что суды могут не принять этот аргумент. Однако более эффективной стратегией может стать утверждение, что геополитические изменения, произошедшие после 2022 года, вынуждают компании пересматривать или аннулировать свои контракты.
Чтобы избежать узких мест, «дорожная карта» Европейской комиссии обязывает помочь в координации импорта СПГ, укрепить механизм агрегирования спроса на газ и более эффективно использовать межсистемные соединения для доставки газа в страны, не имеющие выхода к морю. ЕС также хочет обязать страны-члены внедрить систему сертификации и отслеживания происхождения газа, обязать всех поставщиков раскрывать информацию об источнике газа, поступающего в ЕС, и запретить поставки российского газа.
Если Европейский союз серьёзно намерен отделиться от российской энергетики, необходимо решить проблему «Туркстрима». Блок также должен пересмотреть вопросы энергетической безопасности, чтобы избежать чрезмерной зависимости от какой-либо одной державы. Новая «дорожная карта» предоставляет Брюсселю юридические и политические инструменты для действий, но без политической решимости зависимость может сохраняться.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Thomson Reuters
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Число нефтегазовых буровых установок в мире сократилось второй месяц подряд — Baker Hughes
Дешевый российский газ в Европе? Такого не бывает
Позвони мне, позвони, или как «Газпром» из гадкого утенка превращается в прекрасного лебедя