В современном мире происходят значительные изменения в системе международных отношений. Открытые рынки и международные правила, которые раньше казались незыблемыми, теряют свою значимость. Даже роль доллара США, который долгое время был основой мировой финансовой системы, становится менее очевидной.
Уважение к верховенству закона и независимость ключевых институтов, таких как ЕЦБ, возглавляемый Кристин Лагард, являются важнейшими сравнительными преимуществами, которые ЕС должен использовать © Кирилл Кудрявцев/AFP/Getty Images
Вместо этого на первый план выходят протекционизм, мышление с позиции «выигрыш-проигрыш» и двусторонние игры. Это создаёт неопределённость в экономике Европы, которая тесно связана с глобальной торговлей. На кону стоят 30 миллионов рабочих мест.
Однако эти изменения также предоставляют Европе возможность лучше контролировать свою судьбу, а евро — стать мировой валютой. Сейчас евро является второй по популярности валютой в мире, занимая 20% мировых валютных резервов, в то время как доля доллара США составляет 58%.
Повышение статуса евро на мировой арене может принести значительные преимущества: снижение стоимости заимствований, уменьшение зависимости от колебаний валютных курсов и защита от санкций и принудительных мер.
Однако этот шаг не произойдёт сам собой. Как и в предыдущие периоды, опасения по поводу доминирующей валюты не приводят к серьёзному переходу на альтернативные варианты. Вместо этого они отражаются в растущем спросе на золото.
Чтобы евро полностью раскрыл свой потенциал, Европе необходимо укрепить три ключевых принципа: геополитическую надёжность, экономическую устойчивость и правовую и институциональную целостность.
Во-первых, глобальное положение евро зависит от роли Европы в торговле. ЕС является крупнейшим торговым партнёром в мире, занимая первое место среди 72 стран, на долю которых приходится почти 40% мирового ВВП. Это отражается на доле евро в качестве валюты для выставления счетов, которая составляет около 40%. ЕС должен использовать это преимущество, заключая новые торговые соглашения.
«Непомерная привилегия» международной резервной валюты, о которой говорил Валери Жискар д’Эстен ещё в 1960-х годах, сопряжена с ответственностью.
Чтобы предотвратить нехватку ликвидности в евро за рубежом, ЕЦБ предоставляет линии свопов и РЕПО ключевым партнёрам для обеспечения бесперебойной передачи своей денежно-кредитной политики.
Однако реальная уверенность зиждется на неопровержимых фактах. Инвесторы ищут регионы, которые соблюдают свои обязательства. Доказано, что такие гарантии увеличивают долю валюты в иностранных резервах на 30 процентных пунктов. В Европе происходит серьёзный сдвиг в сторону восстановления её военной мощи, что также должно способствовать укреплению глобального доверия к евро.
Во-вторых, экономическая мощь является основой любой международной валюты. Успешные эмитенты, как правило, предлагают три ключевых преимущества: стабильный рост для привлечения инвестиций; развитые и ликвидные рынки капитала для поддержки крупных сделок; и достаточное количество надёжных активов.
Однако Европа сталкивается со структурными проблемами. Темпы роста остаются стабильно низкими, рынки капитала по-прежнему фрагментированы, и, несмотря на сильное совокупное финансовое положение с соотношением долга к ВВП в 89% по сравнению со 124% в США, предложение высококачественных безопасных активов отстаёт. Согласно последним оценкам, объём непогашенных суверенных облигаций с рейтингом не менее AA в ЕС составляет чуть менее 50% ВВП по сравнению с более чем 100% в США.
Чтобы евро укрепил свои позиции, Европа должна предпринять решительные шаги, завершив создание единого рынка, снизив регуляторную нагрузку и построив надёжную систему рынков капитала. Стратегические отрасли, такие как «зелёные» технологии и оборона, должны получать поддержку в рамках скоординированной политики ЕС. Совместное финансирование общественных благ, таких как оборона, может создать более надёжные активы.
В-третьих, доверие инвесторов к валюте в конечном счёте зависит от надёжности поддерживающих её институтов. Признаюсь, ЕС нелегко понять со стороны. Но его структурированное и инклюзивное принятие решений гарантирует систему сдержек и противовесов, стабильность и определённость в политике. Уважение к верховенству закона и независимость ключевых институтов, таких как ЕЦБ, являются важнейшими сравнительными преимуществами, которые ЕС должен использовать.
Чтобы ещё больше укрепить эти преимущества, мы должны реформировать институциональную структуру Европы. Одному праву вето больше нельзя позволять стоять на пути коллективных интересов остальных 26 государств-членов. Более квалифицированное голосование большинством голосов в критических областях позволило бы Европе говорить единым голосом.
История учит нас тому, что режимы кажутся устойчивыми — до тех пор, пока они таковыми не становятся. Смены в глобальном валютном доминировании случались и раньше. Этот момент перемен — возможность для Европы: это момент «глобального евро». Чтобы воспользоваться им и усилить роль евро в международной валютной системе, мы должны действовать решительно как единая Европа, взявшая под контроль свою судьбу.
Автор — президент Европейского центрального банка
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Злоупотребление санкциями обернулось против доллара