Эксперты пытаются предугадать, как обострение конфликта между Израилем и Ираном повлияет на стоимость нефти.
Дым клубится вдалеке от нефтеперерабатывающего завода после израильского удара по иранской столице Тегерану 17 июня 2025 года. Израиль и Иран снова обменялись огнем, пятый день ударов в их самом интенсивном противостоянии в истории, подогревая опасения затяжного конфликта, который может охватить весь Ближний Восток. (Фото ATTA KENARE / AFP) (Фото ATTA KENARE/AFP через Getty Images)
В пятницу Израиль внезапно атаковал военную и ядерную инфраструктуру Ирана. Началась длящаяся уже шестой день война между странами.
Президент США Дональд Трамп призвал Иран к безоговорочной капитуляции. Он предупредил, что терпение Вашингтона на исходе.
Энергетические рынки оценивают вероятность прямого участия США в конфликте, а также возможные перебои с поставками. Особенно это касается худших сценариев, таких как блокирование Ираном стратегически важного Ормузского пролива, соединяющего Персидский залив с Оманским заливом.
Джон Эванс, аналитик нефтяного брокера PVM, заявил в среду, что в последние дни на рынке нефти царит беспокойство.
«Наш рынок адаптируется к миру, где ракетные удары станут обычным явлением, но пока не все осознали, насколько это нормально, ведь ситуация может легко ухудшиться», — сказал Эванс в аналитической записке.
В начале недели Израиль пострадал от иранской атаки на нефтеперерабатывающий комплекс Базан. А израильский авиаудар по месторождению Южный Парс, крупнейшему в мире газовому месторождению, заставил Тегеран частично приостановить добычу. Это месторождение используется Ираном и Катаром совместно.
«Ситуация так же непредсказуема, как и основной товар, на который она влияет. И хотя невозможно точно предсказать будущие цены, позиция компаний будет, по крайней мере, оборонительной и долгосрочной», — сказал Эванс из PVM.
Руководители крупных нефтяных компаний TotalEnergies, Shell и EnQuest заявили CNBC во вторник, что дальнейшие атаки на критическую энергетическую инфраструктуру могут серьёзно повлиять на мировые поставки и цены.
«Это рулетка»
В среду цены на нефть продемонстрировали разнонаправленную динамику после резкого скачка в предыдущие дни.
По состоянию на 12:48 по лондонскому времени, стоимость фьючерсов на нефть марки Brent с поставкой в августе практически не изменилась и составила 76,43 доллара за баррель. В то же время, фьючерсы на нефть марки West Texas Intermediate с поставкой в июле торговались на уровне 74,86 доллара за баррель.
Пер Лекандер, основатель инвестиционной управляющей компании Clean Energy Transition, охарактеризовал ситуацию на нефтяных рынках перед нападением Израиля на Иран на прошлой неделе как «сложную». Он отметил, что рост поставок со стороны стран ОПЕК и государств, не входящих в организацию, а также слабый спрос на нефть привели к увеличению предложения на рынке.
«Я всё больше убеждался, что мы движемся к снижению цен в 2014–2020 годах до 30–50 долларов за баррель, чтобы сократить капитальные затраты и начать новый цикл. Фактически, текущий конфликт делает такой исход ещё более вероятным после его завершения, поскольку производители теперь производят и хеджируют столько, сколько могут», — сказал Лекандер в своём комментарии.
«Пока это происходит, это похоже на игру в рулетку. У нас есть премия за риск в размере 10 долларов за баррель, что справедливо, учитывая явные перебои в поставках (в основном из Ирана и некоторые более низкие загрузки танкеров)», — добавил он.
Что будет с ценами на нефть дальше?
В своём выступлении на CNBC «Access Middle East» Стивен Шорк, редактор The Schork Report, высказал предположение, что в случае обострения конфликта между Израилем и Ираном цены на нефть могут значительно вырасти.
«Сейчас ситуация стабилизировалась, но я думаю, что мы ждём следующего шага. Те, кто не верит в рост цен на нефть, скорее всего, действуют на основе надежды, а не реальности», — отметил Шорк.
Он также подчеркнул, что нынешняя ситуация представляет собой наибольшую угрозу для нефтяных рынков с 1990 года, когда Ирак вторгся в Кувейт, и даже более серьёзную, чем арабское нефтяное эмбарго 1974 года.
Шорк предположил, что вероятность роста цен на нефть до 103 долларов за баррель в течение следующих пяти недель составляет около 5%. Однако вероятность роста цен на сырую нефть до 160 долларов за баррель к концу лета, если поставки из Персидского залива будут серьёзно нарушены, гораздо ниже.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам CNBC
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Топливо и ярость: энергетика становится полем битвы на Ближнем Востоке
Израиль атаковал гигантское газовое месторождение в Иране
Цены на газ в Европе растут шестой день подряд, в центре внимания — движение через Ормузский пролив