Исследование, проведённое FT, показало, что новый цифровой актив, предназначенный для трансграничных платежей в обход западных санкций против России, был запущен молдавским бизнесменом-беглецом и российским банком, связанным с оборонным сектором (далее по тексту "Банком").
Токен A7A5 был запущен в Кыргызстане и позиционируется как первый стейблкоин, привязанный к российскому рублю. © FT, монтаж; Getty Images/Dreamstime
За четыре месяца с момента запуска этот актив привлёк около 9,3 миллиарда долларов на специализированной платформе для торговли криптовалютами.
Токен A7A5, заявленный как первый стабильный цифровой актив, привязанный к российскому рублю, был официально представлен в феврале в Кыргызстане. Его цель — упростить крупномасштабные финансовые операции в Россию и из России, которые были серьёзно затруднены из-за ограничений, введённых западными странами.
Анализ кошельков, связанных с Grinex — криптовалютной биржей, недавно основанной в Кыргызстане и торгующей только A7A5, рублями и стейблкоином, привязанным к доллару, показал, что за это время на кошельки, связанные с этой биржей, было переведено и получено 9,3 миллиарда долларов в виде A7A5.
В описании стейблкоина указано, что он обеспечен рублёвыми депозитами в Банке, который попал под санкции США, Великобритании и Европейского после начала украинского конфликта.
Быстрый рост популярности стейблкоина очевиден: сейчас в обращении находится 12 миллиардов токенов, что эквивалентно 156 миллионам долларов. Этот актив активно используется относительно небольшой группой пользователей, чьи ежедневные транзакции обычно в несколько раз превышают эту сумму.
Согласно новому отчёту некоммерческой исследовательской организации Centre for Information Resilience (CIR), A7A5 также связан с попытками ряда лиц использовать криптовалюты для финансирования кампаний по политическому влиянию за рубежом.
Компания A7, которая создала этот токен и теперь находится под британскими санкциями, в основном принадлежит молдавскому бизнесмену Илану Шору, что подтверждается российскими корпоративными документами. В 2019 году Шор бежал из-под домашнего ареста в Молдове после того, как его признали виновным в краже миллиарда долларов в результате крупнейшего банковского мошенничества в истории страны.
Шор переехал в Россию и получил гражданство этой страны. В прошлом году молдавская полиция обвинила его в масштабной операции по подкупу избирателей на выборах в Молдове. Шор назвал эти обвинения «абсурдными».
В своём новом отчёте CIR обнаружил, что несколько доменов, используемых для оказания политического влияния в Молдове, имеют общий IP-адрес с сайтами A7 и A7A5. Шор не ответил на запрос о комментарии. В заявлении A7A5 говорится, что хотя компания «сотрудничала с технической командой A7 на начальном этапе», в прошлом месяце она «решила полностью отделиться из-за различий в стратегиях развития».
Создание стейблкоина происходит на фоне усиления контроля за транзакциями, связанными с Россией, на предмет соблюдения санкций и исключения некоторых российских банков из международной системы обмена сообщениями Swift.
«Российские бизнесмены и государственные служащие уже некоторое время говорят о том, как они могут использовать криптовалюту для масштабного обхода санкций, в частности, создав собственный стейблкоин», — сказала Элиз Томас, старший следователь CIR.
Кыргызстан был выбран для запуска стейблкоина из-за того, что это «дружественная юрисдикция, которая не так сильно подвержена санкциям», заявил директор A7A5 Леонид Шумаков.
«Не секрет, что эта юрисдикция в настоящее время во многом помогает справиться с давлением, которому подвергается Россия».
Российские пользователи могут покупать токены A7A5 в блокчейнах Tron или Ethereum, а затем использовать их для покупки USDT от Tether — стейблкоина, привязанного к доллару США. После этого пользователь может вывести средства в любой стране или валюте, которая ему нужна.
Шумаков сказал, что цель A7A5 — дать «людям возможность использовать его как мост для безопасного перехода» на USDT. Он также отметил, что многие нынешние держатели A7A5, скорее всего, являются российскими импортёрами.
По словам компании, на каждый рубль, потраченный на покупку A7A5, в Банке депонируется рубль, что защищает клиентов в России от волатильности традиционных криптовалют. Компания заявляет, что наличие этих резервов подтверждено независимым аудитором из Кыргызстана.
A7A5 и Grinex, по-видимому, появились и развились после краха другой крупной российской теневой платёжной системы.
Крупнейшая российская криптовалютная биржа Garantex была закрыта правоохранительными органами США в марте. Tether оказал содействие и заморозил USDT на сумму 23 миллиона долларов, хранящиеся на кошельках Garantex.
Garantex охарактеризовал действия Tether как объявление «войны российскому криптовалютному рынку». Компания поспешила пригласить клиентов на личные встречи в свой московский офис, чтобы обсудить возврат замороженных активов.
Для российских чиновников решение Tether подчеркнуло необходимость создания собственного стейблкоина.
«Последние события... заставляют нас задуматься о создании отечественных инструментов, подобных USDT», — заявил заместитель министра финансов России Осман Кабалаев.
Томас из CIR сказал, что «если у вас есть стейблкоин, контролируемый организацией, базирующейся на Западе... вы можете потерять свои деньги», в то время как инвестиции в активы, базирующиеся в России или дружественной стране, более безопасны.
Garantex был основным каналом для денежных переводов. По данным Elliptic, компании по анализу блокчейна, чьи данные были использованы правоохранительными органами США в ходе операции, с апреля 2022 года биржа обработала транзакции на сумму более 60 млрд долларов и использовалась российской элитой, а также в глобальных преступных схемах по отмыванию денег.
Однако, по данным швейцарской исследовательской компании Global Ledger, занимающейся блокчейном, за несколько недель до этого в A7A5 было переведено большое количество средств, хранившихся в USDT на Garantex. Эти две компании уже были близки: на кадрах, опубликованных в социальных сетях из офиса Garantex, виден логотип A7A5 на одном из стендов.
Затем токены A7A5 на сумму около 29 миллионов долларов были переведены на недавно созданную биржу Grinex в Кыргызстане.
После краха Garantex большие объемы A7A5 были переведены на кошельки, связанные с Grinex, и с них. Ежедневный объем A7A5, переведенных на блокчейн Tron (млрд). Переводы на подозрительные кошельки Grinex и с них. Источник: Анализ данных Tron, проведенный FT. Московское стандартное время
Аналитики говорят, что Grinex, скорее всего, является наследником платформы, закрытой в результате действий США. В ходе расследования CIR выяснила, что Grinex и эмитент A7A5 были зарегистрированы в Кыргызстане на одной неделе.
«Пользователи Garantex, у которых на момент закрытия были непогашенные балансы, могли получить эти балансы на новые счета, открытые в Grinex», — сказал Том Робинсон, главный научный сотрудник и основатель Elliptic. «Таким образом, очевидно, что Grinex является прямым преемником Garantex и, скорее всего, управляется и контролируется теми же сторонами».
Компания Grinex сообщила FT, что это независимая платформа, не связанная с Garantex.
«Все заявления о «непрерывности» или «ребрендинге» являются спекулятивными и не подтверждаются фактами», — говорится в сообщении.
«Grinex воспользовалась рыночными возможностями после закрытия Garantex в рамках своей стратегии роста, — сказал представитель. — Grinex получила часть нетоксичной клиентской базы заблокированной биржи Garantex, ориентируясь только на пользователей с прозрачной историей».
Компания также заявила, что Grinex и A7A5 являются независимыми организациями и что «совпадение дат регистрации и пиков активности не указывает на какую-либо связь» между ними.
По словам биржи, листинг стейблкоина был обусловлен интересом пользователей.
«В условиях всё более частых блокировок со стороны Tether русскоязычным клиентам нужна надёжная альтернатива USDT».
Компания Grinex, добавила она, соблюдает «международные режимы санкций и не проводит операции с юрисдикциями или физическими лицами, на которых распространяются ограничения». Она также оспорила расчёты FT.
Анализ данных блокчейна с открытым исходным кодом, проведённый FT, показал, что 124 кошелька перевели в общей сложности 9,3 млрд долларов в виде токенов A7A5 на кошельки, связанные с Grinex, и обратно. Истинная стоимость транзакций, представленных этими перемещениями токенов, неясна: большая часть потоков следует жёстким фиксированным схемам, которые позволяют предположить, что они могут использоваться как часть внутреннего банковского процесса.
«Весьма вероятно, что в настоящее время A7A5 используется относительно небольшим количеством сервисов и участников», — говорится в примечании Elliptic.
Невозможно подтвердить, связаны ли эти субъекты с Россией. Однако анализ транзакций, проведённый FT, показывает, что они происходят почти исключительно в будние дни, часто в рабочее время в Москве.
Транзакции A7A5 часто осуществляются в рабочее время в России. Доля переводов A7A5, которые происходят в каждый час недели (%). Источник: анализ FT данных Tron. Анализ Московского поясного времени охватывает 12 полных недель с 24 марта по 15 июня.
В заявлении для FT компания A7A5 сообщила, что она «была создана в ответ на растущий интерес криптосообщества к стейблкоинам, номинированным в валютах, отличных от доллара США».
«Мы рассматриваем это как реальную рыночную возможность», — заявили в компании.
На вопрос о связях с Garantex и новой кыргызской биржей эмитент ответил: «Токен распространялся через лицензированных брокеров, указанных на официальном сайте. Листинг на отдельных торговых площадках осуществлялся по их собственной инициативе или по инициативе брокеров».
В мае Великобритания включила A7 в санкционный список. На форуме, который состоялся на прошлой неделе, Шор заявил, что A7 разрабатывает новую платёжную систему, которая будет более масштабной, дифференцированной и «достаточно неуязвимой».
Система будет включать в себя операции с ценными бумагами и «неполитизированными» инструментами, такими как драгоценные металлы. Это позволит избежать вмешательства регулирующих органов. По словам Шора, криптовалюта будет лишь одним из направлений.
CIR обнаружила объявления о вакансиях от A7 для специалистов в области энергетики и бухгалтерского учёта в Объединённых Арабских Эмиратах, Кыргызстане и вошедших в состав России бывших территориях Украины.
В прошлом году, по данным Управления по контролю за иностранными активами США, Шор участвовал в переговорах с банком «Керемет» в Кыргызстане. Цель переговоров — создание центра для обхода санкций, чтобы Россия могла оплачивать импорт и получать оплату за экспорт. В январе Управление по контролю за иностранными активами ввело санкции против банка.
A7A5 не предоставила FT никакой информации о «Керемет Банке», о Шоре и его деятельности в Молдове.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
У «любимой криптовалюты» преступников появился новый друг в Белом доме
Почему план Трампа по созданию криптовалютного резерва не понравился никому
Глава BlackRock Ларри Финк прогнозирует рост биткоина до $700 тысяч