Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и более широкая группа ОПЕК+ публично утверждают, что сильный спрос и дефицит на рынке оправдывают увеличение добычи нефти, цифры в их ежемесячном отчете более сдержанные.
В свежих прогнозах на 2025 год и МЭА, и ОПЕК проявляют осторожность. Международное энергетическое агентство (МЭА) ожидает рост мирового спроса всего на 700 000 баррелей в день — это самый медленный темп с 2009 года. ОПЕК настроена чуть более оптимистично, прогнозируя рост на 1,29 млн баррелей в день, но основной драйвер (1,16 млн) видит в развивающихся странах.
Такая сдержанность резко контрастирует с прошлогодним оптимизмом, особенно со стороны ОПЕК. Этот оптимизм не оправдался, что, вероятно, и стало причиной нынешней осторожности.
Cравним прогнозы ОПЕК на 2024 год с реальностью:
- Прогноз ОПЕК на 2024 г.: ожидался рост спроса в азиатских странах (вне ОЭСР) на 1,34 млн баррелей в день.
- Фактические данные (LSEG): импорт нефти в Азию за 2024 год снизился на 370 000 баррелей в день.
Это было первое падение азиатского импорта с 2021 ковидного года. Такой разрыв между прогнозом и реальностью подчеркивает, что именно фактические морские поставки, а не теоретический спрос, являются ключевым драйвером цен на нефть.
Расхождение между оптимистичными прогнозами ОПЕК на большую часть 2024 года и реальностью слабого импорта в Азии, возможно, заставило группу экспортеров умерить прогнозы на 2025 год. Вопрос в том, не стали ли они теперь излишне осторожными.
Прогнозы по Азии против реальности
Несмотря на восстановление азиатского спроса, прогнозы ОПЕК и МЭА на 2025 год выглядят удивительно сдержанными. ОПЕК ожидает рост спроса в азиатских странах вне ОЭСР на 610 000 баррелей в день, где основными драйверами станут Китай (+210 000 б/д) и Индия (+160 000 б/д). Прогноз МЭА еще более консервативен: общий рост на 352 000 баррелей в день, из которых на Китай и Индию придется всего 81 000 и 92 000 б/д соответственно.
Однако эти цифры выглядят заниженными на фоне уже имеющихся данных по импорту. Согласно LSEG, за первые шесть месяцев 2025 года импорт нефти в Азию уже вырос на 510 000 баррелей в день по сравнению с прошлым годом, достигнув 27,25 млн б/д.
Таким образом, фактический рост за полгода уже почти достиг годового прогноза ОПЕК и значительно превысил годовой прогноз МЭА.
Этот всплеск импорта, особенно заметный во втором квартале, объясняется стремлением НПЗ Китая воспользоваться падением цен. Вероятно, часть этих объемов пошла на пополнение стратегических запасов. Этот тренд может сохраниться, если цены останутся низкими на фоне увеличения добычи ОПЕК+ и глобальной экономической неопределенности.
Урок прошлого года
Если есть один урок из разницы между осторожными прогнозами спроса этого года и оптимистичными оценками прошлого года, то он заключается в том, что цена играет гораздо большую роль в формировании спроса, особенно в Азии.
Одна из причин, почему азиатский импорт не оправдал прогнозов в 2024 году — цены оставались высокими большую часть года, достигнув более $92 за баррель в апреле и лишь ненадолго опустившись ниже $70 в сентябре. В этом году цены были мягче: эталонные фьючерсы Brent достигли пика чуть выше $82 за баррель в январе и торговались на уровне $58,50 в мае.
Подготовлено Profinance.ru по материалам Reuters
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
ОПЕК+ перестанет наращивать добычу после следующей встречи — Goldman Sachs