Президент США Дональд Трамп привлёк всеобщее внимание, когда объявил о сделке с Японией, касающейся природного газа. В рамках этого соглашения союзники создадут совместное предприятие по добыче газа на Аляске.
Во время своего второго президентского срока Дональд Трамп, похоже, был полон решимости запустить проект строительства 800-мильного трубопровода © FT montage/Getty Images
Это заявление стало, по мнению аналитиков, возрождением давней американской мечты — проекта по производству сжиженного природного газа. Проект включает в себя строительство трубопровода длиной 800 миль через весь штат. По оценкам, стоимость проекта может составить более 60 миллиардов долларов.
Вашингтон надеется, что трубопровод, соединяющий северные газовые месторождения Аляски с южным портом Никиски, ускорит поставки газа союзникам в Тихоокеанском регионе. США пытаются оказать давление на Японию и Южную Корею — крупнейших покупателей СПГ после Китая — чтобы они поддержали этот проект и включили его в пакет тарифных переговоров.
Однако администрация Трампа столкнулась с трудностями в убеждении скептически настроенных азиатских партнёров присоединиться к проекту. Эксперты и руководители энергетических компаний сомневаются в его финансовой целесообразности.
Rapidan Energy Group, консалтинговая компания из Вашингтона, в июне назвала проект спекулятивной инвестицией, в которой «политика преобладает над коммерческой логикой».
Ни одна азиатская компания не инвестировала в проект, а японские и южнокорейские покупатели до сих пор не подписали даже письма о намерениях закупать газ, несмотря на торговые соглашения с Токио и Сеулом.
Рёсукэ Цугару, директор по низкоуглеродному топливу в JERA, крупнейшей в мире компании по закупке природного газа, заявил, что японские власти попросили энергетическую группу рассмотреть проект по добыче СПГ на Аляске «справедливо и разумно», потому что они хотели «подсластить пилюлю» для Трампа.
«Обычно японское правительство так не говорит», — сказал Цугару.
Он признал, что проект «Аляска СПГ» — это «хорошая идея», которая сократит время доставки в Японию всего до восьми дней по сравнению с примерно 35 днями в восточном направлении из Мексиканского залива. Однако он предупредил, что компании нужна «подробная информация», прежде чем она сможет «заключать долгосрочные контракты на поставку».
Один из участников недавних торговых переговоров между официальными лицами США и Японии отметил, что Белый дом заявил лишь о том, что «США и Япония изучают возможность заключения нового соглашения о закупках сжиженного природного газа с Аляски» — это далеко не то «совместное предприятие», о котором хвастался президент США. Япония официально заявила, что согласилась «изучить возможность приобретения СПГ с Аляски».
Выступая на условиях анонимности, южнокорейский чиновник заявил, что Сеул также испытывает «большие сомнения в экономической целесообразности проекта», особенно в том, что касается строительства трубопровода, хотя некоторые отдельные корейские компании были бы рады стать партнёрами в строительстве.
Сеул согласился закупить энергоносители у США на сумму 100 млрд долларов в течение следующих четырёх лет в рамках торговой сделки с администрацией Трампа, но позже уточнил, что не брал на себя никаких обязательств в отношении СПГ с Аляски.
«США не предоставляют необходимую нам информацию о расходах», — сказал чиновник, добавив, что южнокорейские покупатели газа «ни за что» не стали бы инвестировать в этот проект, если бы не давление со стороны США.
Аляска начала поставлять СПГ в Азию в конце 1960-х годов. Но поскольку запасы газа на южных месторождениях истощаются, штат пытается найти способ транспортировать газ с месторождений к северу от Полярного круга на заводы по сжижению газа на юге.
Нынешнее предложение было выдвинуто более десяти лет назад и оставалось без внимания с тех пор, как в 2016 году от него отказались американские энергетические гиганты ExxonMobil и ConocoPhillips. Не имеющее обязательной силы соглашение с тремя китайскими государственными компаниями о совместной разработке проекта, подписанное во время визита Трампа к китайскому лидеру Си Цзиньпину в Пекине в 2017 году, также не принесло результатов.
Во время своего второго президентского срока Трамп, похоже, был полон решимости запустить этот проект. В своём обращении «О положении страны» в марте он заявил, что Япония, Южная Корея и другие страны хотят инвестировать в него «триллионы долларов каждая».
«По мере роста интересов России и Китая в Арктическом регионе... укрепление экономической устойчивости Аляски стало ключевой [целью]» для Вашингтона, заявила Джейн Накано, старший научный сотрудник по вопросам энергетической безопасности в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне.
Но американские чиновники взяли на себя лишь ограниченные обязательства.
В марте компания CPC, занимающаяся энергетикой на Тайване, заключила необязательное соглашение о намерениях на закупку 6 миллионов тонн в год в рамках проекта мощностью 20 миллионов тонн. Это произошло после визита в Тайбэй губернатора Аляски от Республиканской партии Майка Данливи.
Также в июне компания PTT, занимающаяся нефтегазовой деятельностью в Таиланде, подписала соглашение о намерениях на 2 миллиона тонн.
В интервью Financial Times Данливи заявил, что переговоры между США и азиатскими странами проходят в позитивном ключе. Он опроверг информацию о том, что Трамп принуждает союзников к участию в переговорах угрозами введения пошлин.
«Я думаю, что это часть обсуждения, но я не считаю это шантажом», — сказал он.
Многие эксперты в области энергетики остаются скептически настроенными по отношению к строительству завода Alaska LNG.
По данным консалтинговой компании Rapidan, специализирующейся на энергетике, вторая фаза проекта, включающая установку по очистке газа с удалением углекислого газа, завод по экспорту СПГ и связанные с ним трубопроводы, вероятно, будет стоить около 60 миллиардов долларов. Это почти вдвое больше, чем первоначальная оценка в 33 миллиарда долларов, сделанная десять лет назад.
В эту стоимость не входит стоимость первой фазы — строительство трубопровода длиной 800 миль, которая, по предварительным оценкам, должна была составить 10,8 миллиарда долларов. Однако, по мнению Рапидана, существует риск перерасхода средств и возникновения экологических проблем.
«Эти риски усугубляются тем, что администрация Трампа открыто использует этот проект для достижения политических целей как в рамках своей программы «энергетического доминирования», так и в качестве возможного условия двусторонних торговых переговоров», — отметил Алекс Мантон, аналитик Rapidan.«Мы предполагаем, что проект не получит окончательного инвестиционного решения».
Брендан Дюваль, исполнительный директор компании Glenfarne Group, которая занимается разработкой проекта «Аляска СПГ», отказался раскрывать обновлённую смету проекта. Он подчеркнул, что пессимизм в отношении проекта основан на ошибочных сравнениях с проектом «СПГ Канада» недалеко от границы с Аляской, который сопровождался задержками и перерасходом средств.
«В худшем случае мы продадим всё другим странам, игрокам и международным покупателям, и корейцам с японцами ничего не достанется», — сказал он.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
США и ЕС достигли соглашения по тарифам, чтобы предотвратить торговую войну
Трамп заявил, что торговое перемирие между США и Китаем «подписано»