Попытки США ограничить поставки российской нефти в Индию ставят вопрос о том, что будет с миллионами баррелей нефти, которые в противном случае были бы отправлены на субконтинент.
Государственные нефтеперерабатывающие заводы Индии, похоже, отказываются от спотовых закупок в отсутствие официальных указаний из Нью-Дели, хотя пока неясно, как будут действовать частные переработчики. Это потенциально оставляет значительные объёмы нефти — в прошлом месяце Россия поставляла в эту страну около 1,7 миллиона баррелей в день — в поисках нового рынка сбыта.
Китай, наиболее вероятный пункт назначения избыточной нефти, не признаёт односторонние санкции и закупает как российскую, так и иранскую нефть. Однако он также обеспокоен чрезмерной зависимостью от одного поставщика, и неясно, смогут ли его нефтеперерабатывающие заводы переработать значительно больше партий в условиях, когда экономика работает не на полную мощность.
Президент Дональд Трамп также пригрозил ограничить поставки российского сырья в Китай, хотя это, пожалуй, единственная страна, обладающая экономическим весом и рычагами влияния (например, редкоземельными металлами), чтобы противостоять США.
«Если кто-то и может это сделать, так это китайцы», — считает Нил Кросби, аналитик Sparta Commodities SA. «Но если Трамп начнёт говорить, что собирается нацелиться на Китай из-за закупок российской нефти, то какая польза китайцам от того, что они получат немного больше российской нефти? Я не уверен».
Если значительная часть сырой нефти не найдёт покупателей, сокращение предложения может привести к росту мировых цен на нефть. По оценкам Capital Economics, основанным на динамике рынка после начала конфликта на Украину, результатом может стать рост цен на 10–20 долларов за баррель.
По словам трейдеров, непосредственно знакомых с ходом переговоров и пожелавших остаться анонимными из-за деликатности сделки, китайским покупателям уже предложены партии флагманской российской нефти марки Urals с поставкой в октябре. Китайские нефтеперерабатывающие заводы обычно отдают предпочтение сорту ВСТО, который поставляется с российского Дальнего Востока, и готовы к его переработке, а также к уценённой иранской нефти.
По оценкам FGE и Kpler, китайские переработчики, вероятно, могли бы потреблять от 400 000 до 700 000 баррелей нефти марки Urals в день для собственной переработки, хотя эта цифра может увеличиться, если цена на этот сорт нефти продолжит падать. Однако даже при этом на рынке останется значительный объём нефти.
По словам трейдеров, в настоящее время ESPO и Urals торгуются с премией около 2 долларов к ICE Brent, мировому эталону, хотя транспортные расходы для первого сорта значительно ниже. Иранская нефть, напротив, сейчас стоит примерно на 4 доллара за баррель дешевле ICE, отметил Мую Сюй, старший аналитик по сырой нефти в Kpler.
По её словам, качество нефти марки «Юралс» хуже иранской нефти из-за содержания в ней некоторых металлов.
«Это не то, что нравится "самоварам"», — сказал Сюй, имея в виду независимые китайские нефтеперерабатывающие заводы, которые являются основными покупателями российской и иранской нефти.
Другим потенциальным покупателем любых баррелей нефти марки Urals, вытесненных из России, является Турция, на которую в настоящее время приходится около 6% российского экспорта нефти. Однако её НПЗ могут быть не в состоянии перерабатывать больше, поскольку увеличение доли Urals в смесях грозит перегрузить их технические возможности, считает Кросби из Sparta.
Закупка большего количества российской нефти также привлечёт ненужное внимание к стране в тот момент, когда она избежала основного удара гнева Трампа.
«Турция, вероятно, захочет избежать попадания под удар американских пошлин», — считает Николас Фарр, экономист Capital Economics. «Выгода для Турции от увеличения импорта более дешёвой российской нефти также вряд ли будет значительной».
Ещё одним возможным потребителем излишков нефти является сама Россия, хотя её хранилища ограничены.
В настоящее время объём запасов нефти на суше в стране составляет примерно 100 миллионов баррелей. Это означает, что государство может хранить баррели, предназначенные для Индии, в течение месяца, прежде чем их количество достигнет исторического максимума в 140 миллионов баррелей, как сообщил Мукеш Сахдев, руководитель отдела сырьевых рынков в Rystad Energy A/S.
По словам эксперта, у России также есть потенциал для переработки дополнительных 500 000 баррелей в день на своих нефтеперерабатывающих заводах к концу года.
Любое изменение направления потоков нефти потребует времени. Вероятно, в этот период дополнительные баррели будут направлены в хранилища в России или на суда. Подобная ситуация наблюдалась в первые месяцы после начала конфликта на Украине, когда возникла «повышенная зависимость от морских хранилищ», поскольку трейдеры пытались преодолеть логистические и санкционные трудности, как сообщала аналитическая компания Signal Group, специализирующаяся на морских перевозках.
«На рынке нефти всегда действует один принцип: если цена правильная, то нефть будет перемещаться», — сказал Кросби. «Но кто сейчас, с политической точки зрения, решится на это?»
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
«Праздник к нам приходит»: Ушаков дарит радость инвесторам, подтверждая встречу Трампа и Путина