С февраля 2022 года Россия столкнулась с многочисленными раундами западных санкций и ограничений, которые нанесли серьезные удары по гигантской нефтегазовой промышленности страны, урезав жизненно важные источники доходов для Москвы и перекроив мировые энергетические рынки.
Российский газ сейчас составляет всего 18% европейского импорта по сравнению с 45% в 2021 году, в то время как импорт нефти из России в ЕС за тот же период сократился с примерно 30% до 3%. Европейский союз планирует полностью отказаться от российских энергоносителей к 2027 году.
Тем временем, по данным Kpler, Индия увеличила свою долю в импорте российской нефти до 38% от общего объема по сравнению с 16% в 2021 году. Китай и Турция также заметно нарастили закупки российской нефти.
Конфликт на Украине унес жизни многих людей, и его завершение приветствовали бы многие. Однако энергетические рынки вряд ли продемонстрируют значительную реакцию, если только не будет достигнуто полное прекращение огня наряду со снятием всех американских и европейских санкций.
А это маловероятно.
При более вероятных сценариях рынки нефти и газа вряд ли будут потрясены последствиями ни разочаровывающего саммита между Трампом и президентом России Владимиром Путиным в прошлую пятницу, ни столь же разочаровывающей встречи президента США с его украинским коллегой Владимиром Зеленским и европейскими лидерами в понедельник.
Маловероятный мир
Полный мир на Украине остается крайне маловероятным. Явная поддержка Трампом всеобъемлющего урегулирования, а не просто прекращения огня, увеличила разрыв между Америкой, Украиной и Европой. В то же время его предложение о предоставлении гарантий безопасности для Украины после урегулирования, скорее всего, встретит сопротивление со стороны Москвы.
Другими словами, не стоит делать ставку на полную нормализацию отношений между Россией и Западом в ближайшее время.
Трамп может надавить на Зеленского, чтобы тот согласился на временное или частичное прекращение боевых действий. Но даже в этом случае Европа вряд ли возобновит импорт российских энергоносителей. До 2022 года на Европу приходилось почти половина из 4,7 млн баррелей в сутки экспорта российской нефти и 75% ее экспорта газа, по данным Управления энергетической информации США.
Администрация Трампа могла бы попытаться в одностороннем порядке ослабить некоторые санкции, но если не будет достигнуто широкое мирное соглашение, этот шаг может столкнуться с оппозицией в Конгрессе, в том числе со стороны республиканцев.
Срыв переговоров
Возможно, более вероятный сценарий — провал Трампа в попытке заключить сделку — также не должен оказать серьезного влияния на энергетические рынки.
США могли бы ужесточить санкции, в частности, нацелившись на покупателей российских энергоносителей, как уже угрожал Трамп. Но в пятницу президент США заявил, что отложит так называемые «вторичные санкции» против Китая из-за, по его словам, «успешных» переговоров с Путиным.
Конечно, Индия уже сталкивается с вторичными пошлинами за закупки российской нефти. Ранее в этом месяце Трамп объявил о введении 25%-ной пошлины на индийские товары, ссылаясь на продолжающийся импорт нефти из России. Новая пошлина, вступающая в силу 27 августа, доведет общие пошлины на индийский импорт до 50%.
Но даже несмотря на то, что индийские покупатели, похоже, уже сокращают закупки российской нефти, влияние на мировые поставки было минимальным, поскольку Китай увеличил потребление российских энергоносителей.
В конечном счете, Китай в этой истории играет гораздо более важную роль, и маловероятно, что он значительно сократит импорт российской нефти, не в последнюю очередь потому, что считает свои отношения с Москвой стратегическими.
Китайские и российские производители нефти, нефтепереработчики и трейдеры уже создали разветвленную сеть танкеров и страховщиков для обхода западных санкций против Венесуэлы, Ирана и России.
Кроме того, пошлины США на китайские товары уже в среднем составляют 55%. Дополнительные пошлины могут повысить издержки для американских потребителей, а Пекин может принять ответные меры, например, прекратив поставки редкоземельных металлов или других критически важных минералов — все это исходы, которых Трамп хотел бы избежать, и Пекин это знает.
Короче говоря, у Трампа, похоже, мало желания сталкиваться с потенциальными последствиями, и даже если бы он ужесточил санкции, это вряд ли бы существенно повлияло на способность Китая импортировать нефть.
Защищенные рынки
Что особенно важно, рынки нефти и газа, похоже, вступают в период избытка предложения, а это значит, что любые возможные перебои в поставках из России можно будет легко компенсировать. МЭА ожидает, что предложение нефти превысит спрос на 1,76 млн баррелей в сутки в 2025 году и на 3 млн баррелей в сутки в 2026 году, благодаря росту добычи со стороны ОПЕК+ и стран Северной и Южной Америки.
Мировые рынки сжиженного природного газа (СПГ) также быстро расширяются, и в ближайшие годы появятся новые поставки из США, Катара, Канады и других стран. По прогнозам Международного энергетического агентства, мощности по производству СПГ вырастут с 500 млн тонн в год в 2024 году до 800 млн тонн в год к 2030 году.
Хотя внешняя политика Трампа остается непредсказуемой, некоторые вещи кажутся ясными. Он не может, как он однажды заявил, закончить войну на Украине за один день, и то, что он может сделать, вряд ли окажет большое влияние на рынки нефти и газа.
Подготовлено Profinance.ru по материалам Reuters
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Нефть дешевеет на фоне дипломатических усилий Трампа по прекращению украинского конфликта