1 сентября трейдеры рынка СПГ оценивали последствия разгрузки 29 августа газовоза Arctic Mulan с российским СПГ в южнокитайском порту Бэйхай, что вызвало опасения по поводу риска возможных новых санкций.
Трейдеры, опрошенные Platts, также отмечают, что участники рынка могут предпочесть избегать китайского порта.
«Сейчас некоторые торговые дома действительно избегают использования Бэйхая», — заявил китайский трейдер, добавив, что эти компании не исключают возможности отказа от использования терминала.
Arctic Mulan — российский танкер-газовоз для перевозки сжиженного природного газа, находящийся под санкциями, — отошел от терминала Тешань в порту Бэйхай на юге Китая 29 августа после прибытия туда 28 августа. Источники в судоходной отрасли сообщили, что судно ушло разгруженным. До разгрузки газовоз заходил в конце мая на Камчатку, которая используется для перевозки грузов «Арктик СПГ 2», а именно в восточный российский порт Петропавловск-Камчатский на полуострове Камчатка. На Камчатке также расположено плавучее хранилище «Коряк» емкостью 360 000 куб. м, которое служит перевалочным узлом СПГ.
Китайский трейдер заявил, что рынок мог заложить в цены только две-три партии «Арктик СПГ 2» в месяц по сравнению с возможными пятью-восьмью партиями в месяц.
«В последнее время наблюдается некоторый риск снижения», — сказал трейдер, добавив, что две партии СПГ уже поступили в Корякское хранилище.
Источник в европейской коммунальной компании сообщил: «С учетом [потенциального] увеличения поставок „Арктик СПГ 2“ в Китай, перевалочные грузы, продаваемые из Китая, будет еще сложнее перехватить».
Продавцы обычно проводят проверку портов разгрузки. Поскольку Бэйхай теперь получил груз, подпадающий под действие санкций, можно считать, что покупатель/оператор действовал неразумно и не осмотрительно.
Компания «Арктик трансшипмент», дочернее предприятие российской компании «Новатэк», разработала установки плавучего хранения СПГ «Коряк» и «Саам» для облегчения перевалки СПГ с танкеров ледового класса на обычные суда для дальнейшей транспортировки. США ввели санкции против Arctic Transshipment в сентябре 2023 года. Вашингтон заявил, что два бывших советских предприятия компании могут стать «стратегическими перевалочными пунктами на Северном морском пути для российского проекта «Арктик СПГ 2».
«Хотя Министерство финансов США не комментирует конкретные обвинения, мы крайне серьезно относимся к обвинениям в подпадающем под санкции поведении», — заявил Platts представитель Министерства финансов США.
Терминал Бэйхай
Терминал сжиженного природного газа в Бэйхае, расположенный в Гуанси-Чжуанском автономном районе на юго-западе Китая, имеет годовую пропускную способность 6 млн м3. Он оснащен специальным причалом, способным принимать танкеры СПГ вместимостью от 80 000 до 266 000 куб. м, а также четырьмя резервуарами для хранения СПГ, каждый вместимостью 160 000 куб. м.
В настоящее время терминалом управляет китайская национальная инфраструктурная энергетическая компания National Oil and Gas Pipeline Network Group (PipeChina). Согласно данным публичной регистрации компаний, PipeChina находится в совместной собственности нескольких государственных предприятий и организаций, включая PetroChina (29,9%), Sinopec (14%) и CNOOC (2,9%).
Первоначально разработанный и принадлежавший компании Sinopec, терминал был передан PipeChina в 2020 году в рамках более масштабных реформ энергетического рынка Китая.
Данные об истории перевозок показывают, что Sinopec продолжала активно пользоваться терминалом после разрузки российского СПГ. Однако другие компании, включая PetroChina, CNOOC и некоторые негосударственные предприятия, также использовали этот терминал. Одной из основных задач PipeChina является обеспечение справедливого и недискриминационного доступа к своей инфраструктуре. В результате терминал СПГ в Бэйхае открыт для сторонних пользователей.
Мнения разнятся
Трейдеры заявили, что оценивают ситуацию после того, как Arctic Mulan разгрузил груз СПГ в Бэйхае.
«Сейчас сложно определить, кто использует терминал в Бэйхае. Даже если вы знаете, у кого есть слоты в Бэйхае, слоты постоянно перепродаются, поэтому на основании этого невозможно сделать вывод о том, чьи это грузы», — сообщил источник в восточном Китае.
Сингапурский трейдер заявил, что на данный момент «нужно подождать и посмотреть».
Другой трейдер из Сингапура заявил: «Я не думаю, что Китай горит желанием покупать грузы Арктик СПГ 2, поскольку риски высоки».
Работающий на Ближнем Востоке трейдер заявил, что «если это продолжится, США это заметят и могут что-то предпринять в отношении Китая».
Два других российских газовоза, находящихся под санкциями, — оба ранее были замечены на объекте «Арктик СПГ 2» перед тем, как отправиться на восток по Северному морскому пути, — в настоящее время находятся в Японском море. По состоянию на 1 сентября «Восход» шёл к северо-западу от города Хаги в префектуре Ямагути, а «Заря» — на юго-запад.
Судно «Кристоф де Маржери» стоит на якоре недалеко от Корякского полуострова на Дальнем Востоке России. Ранее его видели на объекте «Арктик СПГ 2», прежде чем оно направилось на восток по Северному морскому пути.
Судно, подпавшее под санкции ЕС в декабре 2024 года, стало первым танкером для перевозки СПГ, загрузившим груз с завода «Ямал СПГ» в декабре 2017 года, и регулярно использовалось для транспортировки СПГ с этого объекта.
Часть первых грузов, загруженных на «Арктик СПГ 2» в августе 2024 года, оказалась в Корякском или Саамском терминале в Мурманске.
В июне, после ввода в эксплуатацию второй очереди, стало известно, что отгрузка с проекта «Арктик СПГ 2» возобновилась. Танкер «Ирис», ранее называвшийся «Северное небо», прибыл на место 26 июня. «Ирис» 1 сентября направлялся к югу от восточного российского порта Петропавловск-Камчатский на полуострове Камчатка.
«Восход», ранее называвшийся «Северная гора», прибыл к объекту 19 июля, а «Заря», ранее известная как «Северный путь», прибыла 29 июля. Оба судна находятся под санкциями США и ЕС.
«Новатэк» владеет 60% акций «Арктик СПГ 2» наряду с французской TotalEnergies, китайской CNPC, китайской CNOOC и японской Arctic LNG, каждая из которых имеет по 10% акций.
Подготовлено ProFinance.ru по материалам Bloomberg.
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Цены на газ в Европе резко упали, так как Россия нашла покупателей на подсанкционный СПГ
Экспорт российского трубопроводного газа в Европу в июле вырос на 37% в месячном исчислении
Европа хочет больше американского газа, чем существует в природе
Украина заключила с Азербайджаном первое соглашение на поставку газа
Bloomberg подсчитал, насколько снизилась добыча газа в России