По итогам заседания экспертного совета Федеральная антимонопольная служба рекомендовала Wildberries и Ozon доработать их новые правила взаимодействия с продавцами.
Источник: Юрий Орлов, Городские порталы (ngs)
В сообщении ФАС говорится, что действия маркетплейсов были признаны потенциально ущемляющими интересы продавцов и покупателей, а также содержащими признаки навязывания предпринимателям невыгодных условий работы на их платформах.
"По мнению экспертов, введение подобных правил должно быть дополнительно проработано и скорректировано для смягчения последствий их применения. Новые механизмы в обязательном порядке должны носить прозрачный и понятный характер, а также учитывать ценовую политику представителей малого и среднего предпринимательства", - отмечается в сообщении ФАС.
ФАС предупреждает, что в случае несоблюдения рекомендаций будут приняты меры антимонопольного характера.
Речь идёт о применении "индекса остатка товара", введении обязательного порядка оказания дополнительных услуг и изменении правил обработки возвратов товаров.
По информации ведомства, в августе 2025 года в ФАС поступило много жалоб от представителей малого и среднего бизнеса на изменения в работе с продавцами Wildberries. Одним из нововведений стал "индекс остатка товара". Предприниматели с низким значением этого индекса были обязаны либо платить за хранение товаров на площадке по более высокой ставке, либо вывозить их. В противном случае на эти товары автоматически устанавливались скидки без согласования с продавцами.
Кроме того, маркетплейс через механизм "конструктор тарифов" внедрил порядок оказания дополнительных услуг без возможности отказаться в любой желательный для продавца срок. Еще ранее Wildberries ввел инструмент "привлекательная цена", вынуждавший предпринимателей продавать продукцию по установленным маркетплейсом, а не продавцами, ценам (в конце сентября компания отменила этот инструмент).
ФАС предупреждает, что за несоблюдение рекомендаций последуют антимонопольные меры.
Речь идёт о внедрении "индекса остатка товара", обязательном порядке оказания дополнительных услуг и изменении правил обработки возвратов товаров.
По данным ведомства, в августе 2025 года в ФАС поступило множество жалоб от представителей малого и среднего бизнеса на изменения в работе с продавцами Wildberries. Одним из нововведений стал "индекс остатка товара". Продавцы с низким значением этого показателя были обязаны либо платить за хранение товаров на платформе по повышенной ставке, либо вывозить их. В противном случае на эти товары автоматически применялись скидки без согласования с продавцами.
"В результате предприниматели лишаются возможности свободно распоряжаться своим товаром. Они не могут реализовывать его через иные каналы продаж", - отмечается в сообщении ФАС.
"Помимо предпринимателей в ведомство также поступают жалобы и от покупателей Ozon, чьи личные кабинеты на площадке блокируются без объяснения причин", - добавили в службе.
Обновлено по просьбе пресс-служб
Комментарий Wildberries & Russ
Wildberries как добросовестный участник рынка всегда следует рекомендациям ФАС России. По итогам заседания Экспертного совета ФАС России компания примет меры для доработки своих механик в интересах продавцов. Ранее компания по итогам тестирования уже отказалась от инструмента "Привлекательная цена" и вернулась к логике работы, которая действовала до эксперимента.
Мы всегда отслеживаем обратную связь от всех наших партнеров и внимательно изучаем ее. Каждый комментарий и отклик не остаются без нашего внимания. Компания выступает за конструктивный диалог и стремится к такому сотрудничеству, где каждый актор был бы им удовлетворен.
Комментарий Ozon
Мы с вниманием относимся к требованиям ФАС и изучаем обращение регулятора. Мы продолжим диалог для решения спорных вопросов и сохранения прозрачных рыночных условий.
Ранее мы получили ряд вопросов и возражений от наших партнеров по процессу возвратов. Изучив обратную связь, мы поняли, что важно в первую очередь упростить процесс вывоза возврата со склада. Заявку на вывоз можно будет подать сразу после поступления товара на склад, а не через 30 дней.
Кроме того, в ближайшее время разработаем и запустим функцию автовывоза всех возвратов со склада, чтобы продавец мог однократно настроить автоматический процесс. Это позволит не отслеживать свободные слоты на вывоз, а также выбрать удобную точку получения товара. По стоимости не будет отличаться от стандартной цены обратной логистики на модели FBS. Также мы дополнительно рассмотрим сложные случаи и категории, для которых новый процесс возврата критичен.
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Новые санкции Евросоюза против России ударят по банкам и нефтяной торговле