Контейнерный терминал в китайском порту. Источник: Reuters
Под удар попадут все суда — от контейнеровозов с игрушками до танкеров с нефтью, что грозит ростом цен и нарушением глобальных логистических цепочек.
Зеркальная эскалация
Первый шаг сделала администрация президента США Дональда Трампа, объявив о введении сборов для судов, связанных с Китаем. Это решение стало итогом расследования, которое пришло к выводу, что Пекин использует недобросовестные практики для доминирования в судоходстве. Цель Вашингтона — ослабить влияние Китая и поддержать американское судостроение.
Пекин ответил зеркально и на прошлой неделе объявил о введении собственных сборов для судов, связанных с США, которые также вступают в силу 14 октября.
Последствия для глобального судоходства
По оценкам аналитиков, новые меры окажут серьезное влияние на рынок. По словам аналитика Jefferies Омара Нокты, под действие сборов попадут 13% мирового флота танкеров и 11% контейнеровозов. Больше всего может пострадать китайский контейнерный гигант COSCO, чьи дополнительные расходы в 2026 году могут составить до $3,2 млрд.
«Эта зеркальная эскалация загоняет обе экономики в спираль морского налогообложения, что грозит исказить глобальные грузопотоки», — говорится в отчете афинского брокера Xclusiv Shipbrokers Inc.
Некоторые эксперты, впрочем, настроены менее пессимистично. Один из шанхайских консультантов, работающий с глобальными компаниями, считает, что новые сборы вряд ли парализуют отрасль, а все дополнительные расходы просто будут переложены на конечных потребителей в виде более высоких цен.
Морские пути как инструмент внешней политики
Введение портовых сборов — лишь часть более широкого противостояния. Конфликт обострился после того, как в ответ на ограничения Китая на экспорт редкоземельных металлов Трамп пригрозил ввести 100%-ные пошлины на китайские товары. Более того, администрация США предупредила, что страны, которые поддержат план ООН по сокращению выбросов от судоходства (публично поддержанный Китаем), могут столкнуться с санкциями и запретом на заход в американские порты.
«Превращение торговой и экологической политики в инструменты давления показывает, что судоходство перестало быть нейтральным каналом мировой торговли и стало прямым рычагом внешней политики», — отмечают в Xclusiv.
На фоне этих новостей акции COSCO, торгующиеся в Шанхае, во вторник выросли более чем на 2%. Компания сообщила, что совет директоров одобрил программу выкупа акций на сумму до $210 млн для поддержки их стоимости.
Подготовлено Profinance.ru по материалам Reuters
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Экспортный сектор Китая игнорирует пошлины Трампа и укрепляет позиции Пекина на переговорах
Китай поклялся «бороться до конца» в случае повышения тарифов США