Три года назад Мустафа Исмаил основал компанию Karcsham Co. в Кении, специализирующуюся на перепродаже устройств Starlink и управлении подписками для тысяч клиентов в Африке и Латинской Америке. Вначале он использовал свою банковскую карту для оплаты счетов, но столкнулся с 5% комиссией за обмен валюты, которая снижала его прибыль.
«Стейблкоины — это набор базовых элементов, на основе которых можно строить и обслуживать пользователей в любом регионе, расширяя аудиторию из одной страны на весь мир». Фотограф: Лам Йик/Bloomberg
После этого он обратился к Rizon, необанку из Делавэра, который предлагает возможность расплачиваться стейблкоинами, привязанными к доллару США. Теперь Исмаил оплачивает счета и переводит средства с помощью USDT от Tether Holdings SA и USDC от Circle Internet Group Inc., что позволяет ему избегать комиссий за обмен валюты и совершать платежи круглосуточно.
«Переводы и платежи происходят очень быстро, в отличие от традиционных банков», — отметил Исмаэль. Он также может инвестировать свои средства в цифровой аналог доллара, что защищает их от инфляции, в отличие от кенийского шиллинга.
Исмаэль является частью растущей группы пользователей, которые обращаются к новому поколению необанков, использующих стейблкоины. Эти стартапы предлагают цифровые банковские услуги в долларах США по всему миру. В США существует множество финтех-компаний, таких как Chime Financial Inc. и Mercury Technologies Inc., но они в основном конкурируют за клиентов в странах с ограниченным выбором и инфляцией. Модель этих стартапов основана на использовании стейблкоинов для обеспечения быстрых и дешевых услуг, таких как открытие долларовых счетов, переводы и платежи.
Среди поставщиков услуг в этой сфере выделяются Altitude, Fuse, Cleva, Plasma One и Kast, большинство из которых были основаны в последние годы. Они обычно используют платформы Bridge и Privy от Stripe для цифровых кошельков, платежей и соблюдения нормативных требований.
Зак Абрамс, соучредитель Bridge, отметил, что стейблкоины являются основой для предоставления банковских услуг в любом регионе и позволяют расширить аудиторию за пределы одной страны.
Рынок стейблкоинов активно развивается благодаря новым законам США и поддержке администрации Дональда Трампа. Общая рыночная стоимость стейблкоинов увеличилась примерно на 50% с начала года и достигла 309 миллиардов долларов, из которых 99% приходится на доллары.
Поддержку стейблкоинов в политике можно объяснить убеждением чиновников в том, что токены, привязанные к доллару, помогут сохранить его роль в качестве глобальной резервной валюты. Кристофер Уоллер, управляющий Федеральной резервной системы, заявил, что «стейблкоины обладают потенциалом для сохранения и расширения роли доллара на международной арене».
Компании в этой сфере стремятся к дальнейшему развитию.
«Мы видим возможность выйти за рамки экспорта долларов США и предложить экспорт самого американского банковского счета в глобальном масштабе», — сказал Райан Бозарт, соучредитель и генеральный директор Dakota, поставщика инфраструктуры для стейблкоинов.
Он также рассказал об истории создания компании, которая изначально предлагала бизнес-счета в долларах США. Сегодня у Dakota более 700 клиентов, 70% из которых находятся за пределами США. Компания работает более чем в 100 юрисдикциях и часто обслуживает криптокомпании, которые ранее сталкивались с трудностями при получении банковских услуг. Dakota также предлагает услуги оркестрации и хранения активов другим стартапам, используя созданную для себя инфраструктуру.
Внутренний механизм
Каждый клиент Dakota получает уникальный блокчейн-адрес, аналогичный номеру банковского счета. Пользователи могут вносить депозиты в фиатных валютах, которые моментально конвертируются в USDC, USDT или собственный стейблкоин Dakota DKUSD, который не торгуется на бирже. После перевода средств в криптовалюту Dakota утверждает, что способен осуществлять переводы быстрее и дешевле, чем традиционные банки-корреспонденты, сокращая время с нескольких дней до минут и снижая комиссии практически до нуля.
Хранение средств в стейблкоинах уменьшает потребность в валютных операциях. Например, при оплате Starlink картой Rizon транзакция проводится в долларах США от начала до конца, в отличие от местных банковских систем, где оплата осуществляется в кенийских шиллингах с последующим обменом на доллары. Такие карты Visa, привязанные к стейблкоинам, предлагают компании, такие как Rain, предоставляющая платежную инфраструктуру, и Stripe Bridge. Они позволяют пользователям тратить средства или снимать наличные в местных банкоматах.
Однако, если получатель желает получить средства в местной валюте, необанк должен перевести их через местного банковского партнера, что влечет за собой дополнительные расходы. Некоторые фирмы взимают дополнительную плату за обмен валюты сверх фактического курса в размере до 1% от суммы транзакции в фиатной валюте.
Необанки могут приобрести готовую технологическую инфраструктуру
Начинающие банки могут приобрести готовую технологическую инфраструктуру у компаний, таких как Stripe Bridge или Dakota. Это включает лицензии регулирующих органов, соответствия требованиям и сеть местных банков-партнеров. Это необходимо для привлечения новых клиентов и интеграции в местную экономику.
"Необанк предоставляет пользовательский интерфейс, а регулируемая деятельность осуществляется через партнеров. Это позволяет достичь глобального охвата без необходимости получения лицензий в каждой стране", — отметил Ари Редборд, глава глобального отдела политики в TRM Labs, специализирующейся на вопросах соответствия блокчейн-технологий.
Rizon, запущенная всего несколько месяцев назад, в настоящее время работает в 147 странах и имеет более 120 000 установок, как заявил соучредитель и генеральный директор Rizon Игнас Сурвила в интервью.
Не всегда все гладко
Несмотря на растущую популярность, необанки, работающие со стейблкоинами, продолжают сталкиваться с многочисленными трудностями. Рынок становится всё более насыщенным, и им приходится конкурировать с такими крупными игроками, как Western Union и MoneyGram International Inc., а также с финтех-гигантами вроде Remitly Global Inc. и Revolut Ltd., которые имеют сильные бренды и быстро внедряют поддержку стейблкоинов.
Лекс Соколин, соучредитель венчурной компании Generative Ventures, отмечает, что конкуренция очень высока, особенно с настоящими необанками. Он считает, что конечные клиенты будут моложе, более технически образованными и ориентированными на глобальный рынок.
Небанки зависят от криптоинфраструктуры, что может привести к их попаданию в «серую зону» регулирования в некоторых юрисдикциях. Кроме того, их доступ к банковским каналам может быть нестабильным из-за изменений в склонности местного банковского партнёра к риску или его нормативных полномочий.
Джанна Патчай, основатель и директор лондонской консалтинговой компании Markets Evolution, которая специализируется на финансовых технологиях, отмечает, что местные органы власти также обеспокоены растущей долей торговли в иностранной валюте. Если вы являетесь центральным банком или правительством, это означает, что вы наблюдаете отток средств из вашей национальной валюты и постепенную долларизацию.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
ЕС запрещает сделки с рублевым стейблкоином А7А5 и ужесточает меры против карт «МИР» и СБП