«90-е возвращаются»: Армения оказалась на новом Шелковом пути для товаров в попавшую под санкции Россию

18.07.2023 11:37

Тысячи подержанных автомобилей провозятся через Кавказ, чтобы обойти запреты США и ЕС

Ряды автомобилей тянулись во все стороны от здания таможни на окраине Гюмри, второго города Армении. У многих отсутствовал бампер; у некоторых были раздавлены крылья или двери, заклеенные полиэтиленовыми пакетами.

   Автомобильный рынок на окраине Еревана, Армения. Многие трейдеры приезжают из России, чтобы купить подержанные автомобили © Полина Иванова/FT

Между машинами бродили молодые русские мужчины. Для них этот уголок Кавказа стал ключевой остановкой на быстро развивающемся торговом маршруте: ввоз подержанных автомобилей в Россию, где санкции из-за конфликта на Украине привели к тому, что автомобили западных марок теперь трудно найти.


«Ничего из того, что вы здесь видите, не осталось в Армении», — сказал один из них, указывая на море машин, раскаленных от жары. «Все это реэкспортируется в Россию, часть в Казахстан».


Армения не производит автомобили, но экспорт автомобилей из крошечной страны в Россию резко вырос после начала конфликта на Украину — с 800 000 долларов в январе 2022 года до чуть более 180 миллионов долларов в том же месяце этого года.


«В России все автосалоны закрылись, BMW, Audi, все», — сказал молодой трейдер. Как и другие россияне, работающие на таможенном посту в Гюмри, он отказался назвать свое имя.

«Любой состоятельный человек, который раньше пошел бы в автосалон и купил машину, больше не может этого делать», — добавил он. «Поэтому они обращаются к нам или к кому-то еще и забирают машину».


Неподалеку стоял автовоз, загруженный разбитыми и помятыми «Фордами». По краю таможенного участка брокеры рекламировали свои услуги на щитах витрин: «Покупка автомобилей на аукционах США»; «Пересылка в закрытом контейнере в Гюмри»; «Реэкспорт в Россию».

Самым ярким примером являются автомобили, но экспорт других товаров из Армении в Россию также вырос, что привело к почти двукратному увеличению торговли между двумя странами в 2022 году.

Российские потребители обратились к третьим странам в поисках того, чего им не хватает из-за западных санкций и ухода корпораций, в результате чего такие страны, как Армения, Турция и Казахстан, оказались в центре оживленного нового торгового маршрута потребительских товаров.

Для Армении это способствовало массовому буму: ее валовой внутренний продукт вырос на рекордные 13 процентов в 2022 году, что более чем вдвое превышает темпы предыдущего года.

Но это также разочаровало западные столицы. Официальные лица США в марте включили Армению в число государств, используемых для «контрабандного ввоза запрещенных товаров» в Россию. В последнем санкционном пакете ЕС , направленном на предотвращение обхода санкций третьими странами, в число виновных также включены организации в Армении.

Правительство Армении категорически отвергает это обвинение. Сообщения об обходе санкций «не более чем слухи», заявил в марте премьер-министр Никол Пашинян.


«Реальность как раз противоположна».


«Руководство Армении публично заявило о своем намерении ограничить торговлю всеми санкционными товарами», — заявило министерство иностранных дел, добавив, что тесно сотрудничает с США и ЕС и составило список товаров, которые могут быть использованы российскими военными, которые сейчас находятся под особо строгим контролем.


Для россиян иномарки являются ценной мишенью после того, как США запретили экспорт в Россию всех легковых автомобилей, как подержанных, так и новых. ЕС также быстро запретил экспорт автомобилей стоимостью более 50 000 евро и недавно расширил его, включив в него все более крупные автомобили с объемом двигателя около двух литров и более.

Многие иностранные автомобильные компании продали свои заводы и закрыли дилерские центры в России. Некоторые из них также ушли с рынка, хотя на них не распространяется прямой экспортный контроль. Южнокорейская компания Hyundai приостановила свою деятельность и планирует продать свои российские заводы.

Китайские модели доступны, но непопулярны. Отечественных моделей немного, и их производство сильно сократилось из-за санкций, лишивших автопроизводителей высокотехнологичных производственных компонентов. Цены на вторичном рынке подскочили.

По словам брокеров и покупателей, автомобили в основном прибывают из США через черноморский порт Поти в Грузии. Затем многие из них доставляются в Армению для таможенного оформления, поскольку страна является частью блока беспошлинной торговли с Россией.

Город Гюмри является ключевым транспортным узлом, откуда автомобили направляются на север в Россию по дороге, снова пересекая Грузию.


«Эта схема США-Грузия-Армения-Грузия-Россия не единственная. Таких много», — сказал Павел, новый торговец, проезжавший через Гюмри из Санкт-Петербурга, который отказался назвать свое настоящее имя. «Эти схемы распространились, как корни дерева».


Сидя в кафе под открытым небом, наполненном запахом бензина и жареного мяса, Павел сказал, что подумывал поехать в Беларусь — пункт въезда автомобилей из Германии — но остановился на кавказском маршруте. 20-летний трейдер, впервые попробовавший себя в России в качестве брокера по недвижимости, сказал, что хочет сам заняться бизнесом по импорту автомобилей, и это был его пробный запуск.

Сначала Павел несколько месяцев изучал рынок и общался онлайн с русским «автоселектором» в Грузии. Селектор помог ему найти подержанный Hyundai, выставленный на аукцион в США.

Многие другие трейдеры также выбирают американские автомобили. В январе 2022 года, перед началом конфликта России и Украины, Армения импортировала из США автомобилей на сумму 2,8 млн долларов. Но год спустя эта цифра взлетела до 29,5 млн долларов. С тех пор цифра продолжает расти. В апреле этого года Армения импортировала американских автомобилей на сумму 34 миллиона долларов.

По словам покупателей и брокеров, большинство из них покупаются дешево в США на аукционах подержанных/разбитых автомобилей, организованных страховыми компаниями. Затем автомобили чинятся в ремонтных мастерских в Грузии или Армении. Это поддерживает высокие показатели прибыли. Отремонтированные подержанные автомобили могут быть проданы в России намного дороже их себестоимости, несмотря на то, что им предстоит пройти долгий путь.

Это также удерживает трейдеров в соответствии с ценовым пределом европейских санкций, на котором сейчас настаивают некоторые местные таможенники.


«Вот почему все ввозят разбитые автомобили», — сказал молодой русский торговец из Гюмри. «Дорогие, но достаточно потрепанные, чтобы быть оцененными дешевле 50 000 долларов, тоже на счету».


Павел добрался из Санкт-Петербурга на юг России на самолете, а затем через границу в Грузию на автобусе, взяв с собой около 1,5 млн рублей (17 000 долларов) наличными. Он нашел Hyundai в отличной форме после ремонта в ремонтной мастерской.

Пройдя таможню в Гюмри, он собирался отвезти его домой, где, как он был уверен, его будет легко продать.


«На российском рынке все плохо, — сказал он. «Люди будут покупать его, потому что у них нет выбора из-за обстоятельств».


Количество новых автомобилей, проданных в России, в прошлом году упало на 60%, в то время как внутреннее производство — после ухода западных автопроизводителей — упало до самого низкого уровня с 1991 года, когда распался Советский Союз, согласно анализу данных Автостата, проведенному Рейтер.

Сокращение предложения и снижение семейного бюджета привели к тому, что в прошлом году россияне купили гораздо меньше автомобилей, как подержанных, так и новых. Новые автомобили, которые действительно были проданы, были в основном отечественной маркой «Лада», классическим советским автомобилем. Его доля рынка выросла до 37 процентов в первом квартале этого года.

В настоящее время также продается больше новых китайских автомобилей, при этом рыночная доля государственного бренда Chery выросла на 165% в первом квартале этого года по сравнению с прошлым годом. Россия стала крупнейшим импортером китайских автомобилей.

Большинство россиян обратились к покупке подержанных автомобилей. В прошлом году подержанные автомобили составили почти три четверти продаж. Но даже на этом рынке становится тесно, говорит Александр, молодой россиянин, оформляющий автомобиль на таможне в Гюмри для личного пользования. Цены завышены, а хороших подержанных автомобилей становится все меньше.

Александр сказал, что только что продал свой Ford Focus в России, получив за него сейчас больше денег, чем заплатил за него новым в 2009 году, «хотя он и постарел, пробег увеличился, а состояние ухудшилось». Он решил использовать эти средства для поиска автомобиля на Кавказе, сказал он, потому что «русские уже вывезли из Германии все более-менее приличные подержанные автомобили».

Хотя Запад стремится усилить экспортный контроль, некоторые аналитики также опасаются сдерживания всплесков роста небольших экономик в регионе, которые, похоже, все больше склоняются к разрыву своих исторических связей с Россией и обращению лицом к Западу.

В недавнем рабочем документе Европейский банк реконструкции и развития отметил, что, хотя эта торговля через такие страны, как Армения, составляет лишь небольшую часть того, что Россия импортировала с запада, «эти суммы велики для стран-посредников» и внесли «значительный вклад» в их экономический рост.

Российских покупателей подержанных автомобилей также можно найти на рынке Эребуни на окраине Еревана, над которым парит заснеженная вершина горы Арарат. В недавнюю субботу группа россиян всех возрастов прошла между очередями машин, желая купить машины как для себя, так и для продажи.

Рынок в Эребуни существует уже несколько десятилетий, но, по словам одного работника рынка, сейчас сюда приезжает гораздо больше россиян. То же самое касается затянувшихся путей импорта в целом, по словам Александра, покупателя в Гюмри.


«Этот бизнес существует давно. Он был суперпопулярен в 1990-е годы, потому что официальный рынок еще не сформировался, дилеры и бренды еще не пришли в Россию», — сказал он, имея в виду период сразу после распада Советского Союза, когда торговля часто была мутной и закулисной.

«Теперь мы снова возвращаемся к этому, — сказал Александр. «90-е возвращаются».


Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Financial Times 

MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram 

По теме:

Россия — крупнейший покупатель китайских автомобилей