Впервые Германия получила такое прозвище в 1998 году, когда столкнулась с серьезными экономическими проблемами после воссоединения. Сегодня же Международный валютный фонд прогнозирует, что немецкая экономика единственная из стран G7 сократится в 2023 году, из-за чего прозвище снова всплыло в различных средствах массовой информации.
Но заслуживает ли крупнейшая европейская экономика Европы подобного титула?
«Называть экономику с рекордным уровнем занятости, большим количеством вакансий и оптимальным физическим состоянием среди почти всех крупных мировых экономик „больным человеком Европы“ действительно не имеет под собой оснований», — заявил CNBC Хольгер Шмидинг, главный экономист Berenberg Economics.
«Они определенно не могут ошибаться до такой степени, чтобы считать такой ярлык адекватным», — добавил он.
По словам Жасмин Грошль, старшего экономиста Allianz по Европе, хотя в первом квартале 2023 года в Германии наступила рецессия, существуют «серьезные различия» между ситуацией в стране в данный момент и во время ее пребывания в статусе «больного человека» Европы в прошлый раз, включая давление из-за внешних геополитических вызовов и глобального экономического спада.
Проблемы, которые влияют на экономику Германии, можно разделить на «две совершенно разные категории», считает Стефан Кутс, директор по исследованиям бизнес-циклов и роста в Кильском институте мировой экономики.
По его словам, существуют краткосрочные циклические проблемы, многие из которых обусловлены глобальным экономическим климатом, в совокупности с долгосрочными структурными проблемами, которые связаны с ситуацией в самой Германии.
Краткосрочные циклические проблемы
По словам Карстена Бжески, руководителя отдела макроэкономических исследований и главного экономиста ING Research по еврозоне, одно из существенных отличий между нынешней экономикой Германии и положением в 1990-х и начале 2000-х годов связано с циклическими препятствиями, с которыми она сталкивается в настоящее время. Открытие Китая после карантинов, введенных из-за Covid-19, в этом году не привело к восстановлению, на которое многие надеялись, что нанесло удар по промышленным странам по всему миру, при этом влияние также оказывают более высокие процентные ставки и цены на энергоносители.
«Это другая болезнь [по сравнению с] тем, что было 20 лет назад», — заявил Бжески CNBC.
Например, экспорт из Германии в основном приходится на секторы, которые растут и падают вместе с экономикой в целом, такие как автомобили, станки, инструменты и химические вещества, в то время как другие страны, такие как Франция, гораздо больше зависят от экспорта услуг, который расширяется в эпоху после пандемии.
«Германия столкнулась с трудностями из-за проблем с экспортом», — отметила Грошль.
Германия впервые за несколько десятилетий сообщила о внешнеторговом дефиците в размере 1 млрд евро ($1.03 млрд) в мае 2022 года, что ознаменовало переход от торгового профицита к более высокому импорту по сравнению с экспортом.
Хотя затем Германия снова зафиксировала торговый профицит, который, по данным федерального бюро статистики, составил в июне 18.7 млрд евро, экспорт по-прежнему остается вялым. Стоимость товаров, экспортированных в июне в другие страны, выросла всего на 0.1% по сравнению с предыдущим месяцем и упала на 1.9% по сравнению с июнем 2022 года.
По данным федерального бюро статистики Германии, в июне экспорт в Китай сократился на 5.9% до 8.2 млрд евро м/м.
Долгосрочные структурные проблемы
По мнению экономистов, с которыми удалось поговорить CNBC, наряду с этими циклическими препятствиями существуют долгосрочные структурные проблемы в экономике Германии, которые необходимо решить, чтобы избавить страну от имиджа «больного человека».
«Германии нужно снизить корпоративные налоги, бороться с бюрократией, ускорить процедуры согласования, увеличить инвестиции в дороги, мосты и цифровую инфраструктуру, обеспечить конкурентоспособные цены на электроэнергию и оптимизировать школы», — заявил Йорг Крамер, главный экономист Commerzbank.
По его словам, «не существует всеобъемлющего пакета реформ, заслуживающего доверия, который призван устранить глубинные причины низких экономических показателей в Германии». Представитель правительства не стал комментировать заявления, сделанные в этой статье.
Пенсионные проблемы
Количество отработанных часов в Германии сокращается с 1991 года, и, по прогнозам Кильского института, в следующем году оно продолжит уменьшаться, что также негативно повлияет на потенциал роста страны, считает Кутс. «Это реальная проблема, так как у нас есть наследие, которое заключается в росте числе людей, которых должна поддерживать... пенсионная система», — добавил он.
В Германии самое большое по численности стареющее население в Европе, при этом растет процент немцев на пенсии, что давит на и без того слабеющую пенсионную систему.
«Необходима реформа для повышения пенсионного возраста, — отметил Кутс. — Это действительно проблема, которая сейчас не решается, но которую нужно решить, и чем раньше, тем лучше».
Препятствия со стороны энергетики
Как и большинство стран Европы, Германия столкнулась со скачками цен на энергоносители после начала конфликта на Украине. Однако энергетика является долгосрочной проблемой для страны: Германия стремится реализовать Стратегию повышения энергоэффективности 2050, которая предусматривает сокращение потребления первичных энергоресурсов к 2030 году.
Но переход к более устойчивой выработке энергии не обязательно будет односторонним или дешевым процессом. Например, Германия в апреле закрыла последние три атомные электростанции, чтобы минимизировать риск аварий на АЭС, однако многие климатологи считают, что это шаг в неверном направлении. В то же время существуют опасения по поводу того, что немецкие компании рассматривают возможность полного ухода из страны из-за больших расходов на энергоносители.
«Многие предприятия, чьи штаб-квартиры находятся в Германии, успешно ведут бизнес по всему миру, однако испытывают трудности в собственной стране», — заявил CNBC Зигфрид Руссвурм, глава Федерации промышленности Германии.
Германия превратилась в середнячка
Учитывая такое большое количество факторов, способствующих формированию образа Германии как «больного человека», стране, возможно, будет трудно избавиться от этого в течение какого-то времени. «Германия... больше не является лидером с точки зрения темпов роста в Европе, это больше не ведущая держава. Она демонстрирует средние показатели», — отметил Шмидинг.
Бжески считает Германию больным человеком Европы, но, по его словам, «это пара болезней, которые, очевидно, поразили и другие европейские экономики. Так что это не единичный случай». «[Германия], вероятно, является всего лишь самой заметной и уязвимой страной», — добавил он.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Economist
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Немецкая экономика: из лидеров в аутсайдеры
Германия столкнется с риском нехватки газа до начала 2027 года, предупреждают операторы хранилищ
Рекордный отток прямых инвестиций из Германии вызывает тревогу