Изображение создано с помощью нейросети Kandinsky.
Международное энергетическое агентство (МЭА), представляющее группу развитых стран, и ОПЕК — главный картель производителей нефти, посылают трейдерам и инвесторам разные сигналы силы рынка в 2024 году, а также в долгосрочной перспективе.
Согласно февральскому прогнозу МЭА, мировой спрос на нефть вырастет в 2024 году на 1,22 млн баррелей в сутки. Однако ОПЕК в своем февральском отчете прогнозирует рост спроса на 2,25 млн баррелей в сутки. Разница в прогнозах составляет приблизительно 1% мирового спроса.
«У МЭА очень четкое представление о том, что энергетический переход будет реализован гораздо быстрее», — отмечает Нил Аткинсон, бывший глава отдела нефтяных рынков МЭА. «Оба агентства загнали себя в тупик, поэтому у них такой огромный разрыв в прогнозах спроса».
Чтобы выявить разницу в контексте, агентство Reuters проанализировало изменения, которые каждое агентство внесло в свои прогнозы спроса на нефть с 2008 по 2023 год. Анализировались именно изменения, которые производятся в первые 2 месяца каждого года. Такой период достаточно продолжительный и выбран для того, чтобы можно было сделать адекватные выводы. Также важно, что выбранный период включает высокую волатильность спроса на нефть начиная с финансового кризиса 2008 года и заканчивая пандемией 2020 года, с последующим восстановлением спроса.
В июле 2008 года международные фьючерсы на нефть достигли рекордного уровня почти в 150 долларов за баррель по сравнению с примерно 80 долларами сейчас.
Анализ Reuters ежемесячных отчетов МЭА и ОПЕК за 16 лет показал, что разрыв в прогнозах в 1,03 миллиона баррелей в сутки в феврале был самым большим в пересчете на баррель за этот период.
Reuters задал вопрос МЭА по поводу того, что оно думает о сильном расхождении прогнозов с ОПЕК. МЭА заявило, что замедление спроса в этом году равнозначно возвращению к тенденции роста, которая была до пандемии, и это замедление уже заметно.
«Мы ожидаем, что это замедление продолжится и в текущем году, а показатели мобильности предполагают, что дорожное и воздушное движение стабилизируются», — заявили в МЭА, добавив, что не могут комментировать прогнозы других организаций.
ОПЕК, которую также попросили прокомментировать разрыв в прогнозах, считает, что ее прогноз роста спроса в 2023 году на 2,5 миллиона баррелей в сутки лишь немного ниже первоначальной оценки, сделанной в июле 2022 года.
«Мы были очень устойчивы в своем прогнозе спроса на нефть на 2023 год. Многие другие изначально закладывали куда более низкий прогноз, а затем постоянно пересматривали в сторону повышения свои прогнозы на 2023 год», — заявили в ОПЕК. Но прогноз на 2024 год комментировать не стали.
Энергопереход
ОПЕК и МЭА также расходятся во мнениях относительно среднесрочной перспективы. МЭА ожидает, что спрос на нефть достигнет пика к 2030 году, поскольку мир перейдет на более чистые виды топлива. ОПЕК отвергает эту точку зрения.
В понедельник ОПЕК подтвердила свой прогноз, что пика потребления не будет до 2045 года, аргументируя ожиданиями роста спроса на нефть со стороны стран вне ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и отказом некоторых государств от первоначально объявленных целей достижения углеродной нейтральности.
МЭА сместило свое внимание с безопасности поставок нефти и газа на поддержку возобновляемых источников энергии и действий по борьбе с изменением климата. Для некоторых членов ОПЕК это подрывает ее роль как беспристрастного органа.
«Они превратились из прогнозистов и оценщиков рынка в тех, кто занимается политической пропагандой», — заявил министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдель Азиз бин Салман в сентябре прошлого года.
Члены МЭА в основном являются крупными потребителями энергии, и правительства многих развитых стран, которые обслуживает МЭА, решили ускорить развитие возобновляемых источников энергии, чтобы сделать более быстрым переход к низкоуглеродной экономике.
Члены ОПЕК, напротив, зависят от доходов от продажи энергоносителей. Для них быстрый энергопереход нарушает экономическую выгоду. Поэтому между МЭА и ОПЕК налицо конфликт интересов.
В Reuters также собрали оценки 26 аналитиков относительно роста спроса в 2024 году. Среднее значение этих оценок составляет 1,3 миллиона баррелей в сутки, что ближе к мнению МЭА.
Однако из 20 ответов аналитиков на вопрос о том, достигнет ли спрос пика к 2030 году, 12 аналитиков сказали «нет», предполагая, что ОПЕК, скорее всего, будет права в этом вопросе.
Пересмотр в сторону повышения
Как и все экономические прогнозы, прогнозы спроса на нефть могут быть пересмотрены и подвержены влиянию многих событий, которые невозможно предвидеть.
Для появления данных о физическом использовании нефти требуется время, что усложняет задачу.
По данным МЭА, рост спроса сократится вдвое в 2024 году, отчасти из-за бурного роста парка электромобилей, хотя по состоянию на январь агентство три месяца подряд пересматривает в сторону повышения прогноз роста спроса на 2024 год.
Анализ Reuters показал, что в 2008–2023 годах МЭА недооценивал общий спрос в своем первоначальном прогнозе в 56% случаев по сравнению с 50% случаев ОПЕК — разница невелика.
Аткинсон сказал, что, хотя оба агентства точно прогнозируют динамику спроса, он считает, что ОПЕК, скорее всего, будет права в вопросе пика спроса в этом десятилетии.
«В разные периоды истории МЭА и ОПЕК довольно хорошо отзывались об этом», — сказал он. «Я думаю, что МЭА преждевременно призывает к пику спроса к 2030 году из-за роста в развивающихся странах».
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Рейтер.
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Цены на нефть пытаются расти на обновленных оценках спроса от МЭА и ОПЕК
США вчера ввели масштабные санкции против России
Как Россия пробила дыру в нефтяных санкциях Запада на 11 миллиардов долларов