Россия вряд ли сможет быстро переключить поставки металлов на Китай, даже если очень захочет — Bloomberg

19.04.2024 16:10

Введенные на прошлой неделе Соединенными Штатами и Великобританией ограничения на торговлю российским алюминием, медью и никелем, несомненно, побудят Москву продавать больше сырья на свой крупнейший рынок — в Китай. Менее очевидны другие два вопроса: смогут ли российские железные дороги выдержать эту нагрузку, и какую скидку может потребовать Пекин.

   Грузовые вагоны в порту Владивостока. Фото: Bloomberg

Введенные на прошлой неделе Соединенными Штатами и Великобританией ограничения на торговлю российским алюминием, медью и никелем, несомненно, побудят Москву продавать больше сырья на свой крупнейший рынок — в Китай. Менее очевидно, смогут ли российские железные дороги — логистическая опора страны и все более важная связь с экспортными рынками — выдержать эту нагрузку.

Большой вопрос, который возникает после введения новых санкций, заключается в скидках, которые может потребовать Китай — крупнейший в мире потребитель металлов и новый спасательный круг России.

Еще более сложный вопрос заключается в том, сможет ли металл вообще туда попасть, поскольку узкие места в логистике и конкурирующие приоритеты экспорта создают значительные задержки в транспортировке грузов.

В марте контейнерные перевозки из европейской части России на Восток упали почти наполовину. Отчасти это произошло из-за резкого увеличения объемов перевозок угля, который обычно имеет приоритет в схеме внутренних железнодорожных перевозок. Доставка контейнерных грузов задерживалась тогда на целых три месяца, а тарифы на нее резко возросли.

Конечно, можно снизить нагрузку, увеличив размер контейнеров или изменив приоритеты погрузки. Кроме того, в стране запланировано расширение транспортных мощностей: в февральском обращении президент Владимир Путин сказал, что к 2030 году планируется перевозить 210 миллионов тонн грузов в год, что на 40% больше нынешнего уровня.

Но ничего из этого не может произойти быстро. Строительство в тундре требует дорогостоящих и регулярных инвестиций в инфраструктуру и персонал.

Растущая торговля России с Китаем помогает экономике страны противостоять западным санкциям. И некоторые сырьевые трейдеры и менеджеры по логистике говорят, что, по их мнению, нынешний объем экспорта по сибирским железным дорогам и через порт Владивостока — крупнейший в России на Тихоокеанском побережье — уже достиг предельной пропускной способности. Иными словами, после двух лет СВО и беспрецедентных экономических санкций этот маршрут, скорее всего, используется по максимуму.

Поэтому при любом сценарии Россия вряд ли в ближайшем будущем наводнит Китай дешевым металлом. А трейдерам, желающим заработать на рынке алюминия и меди, стоит немного понаблюдать за поездами.

Подготовлено ProFinance.ru по материалам Bloomberg

По теме:

Вызовет ли запрет российских металлов шок предложения: оценки Goldman Sachs

Цены на металлы резко выросли из-за санкций на новые поставки из России

Медь возобновляет рост, поскольку сигналы ФРС стимулируют промышленные металлы

Никель из Индонезии может впервые попасть на Лондонскую биржу металлов

Алюминий резко подорожал на новостях о возможных санкциях против металла из России