Резкий рост продаж гибридных автомобилей на фоне замедления роста числа продаж электромобилей (EV) может обеспечить неожиданный рост спроса на металлы платиновой группы (МПГ) в ближайшие годы, подобно тому, как сейчас прогнозируется увеличение срока службы угля.
МПГ - в основном платина и палладий - сталкиваются с долгосрочным структурным снижением спроса, поскольку их основное применение - очистка выхлопных газов автомобилей, а этот процесс не требуется в чистых EV.
Несколько лет назад перспективы МПГ и таких производителей, как Anglo Platinum, Impala Platinum и Sibanye Stillwater, казались мрачными, поскольку продажи электромобилей росли, и ожидалось, что падение спроса будет резким.
Но замедление роста продаж электромобилей и увеличение спроса на гибридные автомобили, которым требуются каталитические нейтрализаторы для снижения загрязнения окружающей среды, дали драгоценным металлам новую жизнь, потенциально снизив цены на них и продлив работу некоторых шахт.
"Вы по-прежнему наблюдаете снижение общего спроса, но это не внезапный обвал, который прогнозировался в некоторых предыдущих сценариях", - сказал Маркус Гарви, глава отдела товарной стратегии Macquarie Bank в Сингапуре. По данным консалтинговой компании Rho Motion, рост продаж чистых EV в мире в первой половине 2024 года замедлился до 11% в годовом исчислении, в то время как продажи подключаемых гибридов (PHEV) подскочили на 44%.
Для EV эти цифры являются значительным падением по сравнению с показателями двухлетней давности, когда продажи резко выросли на 77%.
Среди популярных PHEV - Song от BYD и BMW 3 серии.
Продажи подключаемых гибридных автомобилей растут, поскольку рост продаж электромобилей замедляется. Аккумуляторный электромобиль (BEV). Подключаемый гибрид (PHEV). Гибрид (HEV). Двигатель внутреннего сгорания (ICE). Примечание: годовой процентный рост мировых продаж легковых и малотоннажных автомобилей; HEV включает в себя мягкий и полный гибрид. Источник: Rho Motion | Рейтер, сентябрь 2024 г. | Эрик Онстад
По словам Гарви, ситуация с МПГ имеет некоторые параллели с ситуацией с углем, который постепенно выводится из оборота по мере того, как правительства сокращают выбросы углекислого газа, но все еще будет необходим в течение многих лет, пока не будет внедрено больше возобновляемых источников энергии.
Слабые цены на МПГ в настоящее время сдерживают инвестиции в производство, и если шахтеры решат закрыть предприятия из-за низкой рентабельности, цены могут стать нестабильными.
«Вероятность того, что рынок станет более жестким, чем прогнозируется в настоящее время, очень и очень велика, если мы начнем наблюдать некоторую реакцию производителей», - сказал Гарви.
Сила гибридов
По мнению аналитиков, рост гибридов может продлиться до 2030 года или дольше, продлевая период, когда МПГ будут необходимы.
«Некоторый возврат к гибридам может оказаться весьма значимым для долгосрочной устойчивости индустрии МПГ», - говорит Вильма Свартс, директор по МПГ в консалтинговой компании Metals Focus.
По данным производителя катализаторов и специалиста по МПГ Johnson Matthey, слабые продажи EV означают, что совокупные продажи бензиновых и гибридных автомобилей, которые, как ожидалось, в прошлом году не изменились, выросли на 9%.
«Только это увеличило наши оценки спроса на МПГ для автомобильной промышленности на 600 000 унций», - говорится в отчете компании, добавляя, что общий спрос на МПГ для автомобильной промышленности вырос на 8% в прошлом году до 13,1 млн унций, что является вторым самым высоким показателем за всю историю.
Графика Reuters
Рост спроса на подключаемые гибриды
Наибольший рост наблюдается в Китае, где продажи PHEV выросли на 70% в первой половине года. Консалтинговая компания Alix Partners более чем в два раза повысила свой прогноз глобальной доли PHEV до 12% к 2030 году с 5 % два года назад.
«Мы значительно повысили его из-за событий, произошедших за последние пару лет», - сказал Геррит Рипмайер из Alix.
Исследование, проведенное Alix в этом году, показало, что на двух крупнейших мировых автомобильных рынках, в США и Китае, более 80% потребителей, которые, скорее всего, купят EV, склоняются к PHEV, а не к чистому EV.
Это может повысить спрос на МПГ, поскольку для PHEV требуется на 10-15% больше платиновых металлов, чем для бензиновых автомобилей, так как при запуске холодного двигателя загрязнение окружающей среды выше, сказал Свартс. Бензиновые двигатели в гибридах, особенно PHEV, используются редко и поэтому часто запускаются холодными.
Перераспределение ресурсов
По мнению аналитиков, тенденция к переходу на гибриды сохранится до тех пор, пока EV не смогут конкурировать по цене с бензиновыми автомобилями во всем мире, пока аккумуляторы не обеспечат большую дальность поездки и пока не увеличится количество зарядных станций.
Многие автопроизводители рады переключить свои ресурсы на гибриды, которые имеют более высокую маржу, чем EV.
На прошлой неделе сообщалось, что крупнейший в мире автопроизводитель Toyota на треть сократил свои планы по производству EV на 2026 год, а шведская компания Volvo Cars отказалась от своей цели стать полностью электрической к 2030 году.
Ford, Toyota и Stellantis в последние месяцы улучшили свои планы по выпуску гибридов.
"Автопроизводители пытаются найти оптимальное решение с точки зрения прибыльности, приемлемости для потребителей и соблюдения нормативных требований", - сказал Свартс.
Новые американские правила по выбросам вредных веществ в атмосферу также способствуют улучшению перспектив гибридов, позволяя автопроизводителям выполнять требования по выпуску EV за счет увеличения количества газоэлектрических гибридов.
В США и Канаде наблюдается наибольший рост продаж обычных гибридов - на 33% в первой половине 2024 года.
Каждый дополнительный миллион автомобилей, нуждающихся в катализаторах, увеличит спрос на МПГ примерно на 150 000 унций, говорит Свартс.
В Китае, где цены на электромобили уже сравнялись с ценами на бензиновые автомобили, многие потребители предпочитают подключаемые гибриды с увеличенным запасом хода. В таких автомобилях бензиновый двигатель используется исключительно для зарядки аккумулятора, обеспечивая большую дальность поездки.
Никель и кобальт остаются не у дел
Ожидается, что переход на гибриды приведет к снижению спроса на такие ключевые материалы для батарей, как кобальт и никель, поскольку батареи гибридов меньше, чем у электромобилей.
Средневзвешенный размер батареи для PHEV в первой половине этого года составил 23,3 киловатт-часа (кВтч) против 64,5 кВтч для EV с чистыми батареями (BEV), согласно данным консалтинговой компании CRU.
«Возврат на гибридные автомобили с подзарядкой и снижение востребованности электромобилейс аккумуляторными батареями, вероятно, в целом негативно скажется на росте спроса на материалы для аккумуляторов в течение следующих нескольких лет», — сказал Сэм Адхам, руководитель отдела материалов для аккумуляторов в CRU.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Thomson Reuters
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Евросоюз введет пошлины до 38% на китайские электромобили
Китай может ответить на тарифы на электромобили пошлинами на молоко и свинину из ЕС
Немцы уходят из Германии: Volkswagen готов закрыть все заводы в родной стране!