Фото из открытых источников.
Правительство России поручило Минэкономразвития отнести металлургические заводы к предприятиям непрерывного производства и разработать меры по обеспечению своевременных железнодорожных поставок сырья и отгрузки продукции, говорится в информации на сайте government.ru.
В январе время доставки черных металлов по железной дороге от предприятий до порта Новороссийск увеличилось на 50%, сообщает S&P Global Commodity Insights со ссылкой на источник в одной из крупных горнодобывающих и металлургических компаний.
Источник сообщил, что сталелитейная промышленность ожидает постепенного восстановления обычного графика грузоперевозок в этом месяце.
«Металлы — не единственный груз, пострадавший от замедления железнодорожных перевозок», — сказал другой источник в отрасли, знакомый с кризисом судоходства. «Для металлов эта проблема не столь критична; для транспортировки иного сырья, например, угля, в порты она стоит гораздо хуже».
Экспорт черных металлов из России затрудняется ситуацией на подходах к портам, в частности, в Новороссийске металлы просто не принимают, заявил заместитель директора департамента металлургии Минпромторга Андрей Савельев на совещании в Совете Федерации в конце января.
Он обозначил основную причину этой проблемы — введенные в 2025 году на сети РЖД новые правила оборота порожних грузовых вагонов.
«Кроме того, правила, регулирующие доступ к железнодорожной инфраструктуре, не должны ставить сталелитейные заводы на последнее место», — сказал он.
Представитель РЖД сообщил Commodity Insights:
«Никаких новых правил не введено, и РЖД не ограничивает подачу грузовых вагонов для перевозки черных металлов».
Проблемы управления грузовыми вагонами
Представитель сослался на «скопление брошенных порожних грузовых вагонов, владельцы которых не спешат убирать их с путей вблизи портов и предприятий», что привело к заторам на путях и увеличению сроков доставки.
Представитель РЖД заявил, что «не имеет права перемещать их без заявления собственников».
Около 1500 владельцев грузовых вагонов, у каждого из которых разные заказы. Некоторые везут сырье или руду, и если у них нет заказов на последующую перевозку, они оставляют свои вагоны на путях на подъездах к предприятиям-конечным потребителям или на ближайшей станции после разгрузки, поскольку подача заявки в РЖД не обходится даром. В результате некоторые из самых загруженных путей забиваются, что делает невозможным подачу вагонов для продукции, ожидающей экспорта, говорит представитель.
В 2023–24 годах РЖД неоднократно обращались в Минтранс с просьбой внести изменения в правила перемещения порожних вагонов, не заявленных под погрузку, сообщил представитель. Это позволит более оперативно подходить к потребности в вагонах и при необходимости расчищать пути от невостребованных вагонов. Однако поправки пока не утверждены.
«Пока скопление пустых вагонов остается проблемой, — признал представитель РЖД. — Мы работаем над этим, убеждаем владельцев просить убрать вагоны с путей, где они больше всего мешают движению».
Перевалка черных металлов по сети РЖД в январе снизилась на 9,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 4,7 млн тонн. Этот показатель также на 13% ниже 5,4 млн тонн, перевезенных оператором сети в декабре.
«Проблемы, с которыми столкнулись РЖД, приобрели системный характер и обусловлены снижением качества управления движением из-за нехватки кадров, а также отсутствием контроля за деятельностью корпорации, которая теперь работает как самостоятельная структура, финансируемая из бюджета», — отметил источник в отрасли, добавив, что эти обстоятельства уже нанесли ущерб работе железнодорожной сети.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам S&P Global.
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Греф предупредил об опасности стагфляции в экономике России
МЭА заявляет, что новые санкции США могут существенно нарушить поставки нефти из России