Источники сообщают, что экспорт российской арктической нефти в Китай резко вырос благодаря поставкам STS

17.04.2025 14:10

Подсанкционная нефть фигурирует в перевалках с судна на судно в Сингапуре, Малайзии. Маршрут доставки длиннее и дороже. Индия сократила закупки из-за санкций

По словам трейдеров и по данным Vortexa, экспорт российской арктической нефти в Китай в этом месяце должен резко возрасти на фоне увеличения объемов перевалки грузов с судна на судно в море, чтобы гарантировать, что заходящие в порт танкеры не включены в санкционные списки США.

   Пластиковые буквы, выстроенные в форме слова «Санкции», размещены на фоне цветов российского флага на этой иллюстрации, сделанной 28 февраля 2022 года. REUTERS/Dado Ruvic/Иллюстрация

Арктическая нефть составляет примерно десятую часть от общего объёма экспорта нефти из России морским путём. В январе этот вид нефти попал под действие расширенных санкций США. Под ограничения попали танкеры, которые перевозят нефть сортов ARCO и Novy Port, а также российский производитель «Газпром нефть».

Чтобы обойти ограничения, трейдеры используют систему STS (перегрузка с судна на судно) в международных водах у берегов Сингапура и Малайзии. Грузы перегружаются на сверхбольшие суда для перевозки сырой нефти (VLCC), которые не подпадают под санкции. После этого они отправляются в китайские порты.

По оценкам аналитиков, на прошлой неделе через систему STS было доставлено не менее 4 миллионов баррелей арктической нефти. В этом месяце в Южно-Китайское море ожидается прибытие ещё 16 миллионов баррелей.

Эмма Ли, старший аналитик Vortexa, отмечает, что импорт арктической нефти в Китай восстанавливается из-за обильного предложения. Однако конечный объём поставок будет зависеть от логистических трудностей и покупательского интереса со стороны китайских нефтеперерабатывающих заводов.

Российский экспортёр нефти «Газпром нефть» пока не ответил на запрос Reuters о комментарии по этому вопросу.

По данным Vortexa, в марте импорт арктической нефти в Китай из России составил в среднем 25 000 баррелей в день.

Китай заявил о своём несогласии с односторонними санкциями, введёнными Соединёнными Штатами, ЕС и другими странами. Цель этих санкций — ограничить доходы от поставок энергоносителей из России, Ирана и Венесуэлы.

Однако, по словам одного из трейдеров, система STS используется, потому что многие китайские покупатели хотят избежать связи с танкерами, которые подпадают под санкции. Они опасаются вторичных санкций и готовы платить более высокую цену за грузы, которые были перевезены через систему STS.

Например, по данным Kpler, в марте судно VLCC Atila загрузило 2,07 миллиона баррелей ARCO с двух санкционированных танкеров в водах Сингапура. В апреле оно доставило груз в китайский порт Дуньин в восточной провинции Шаньдун.

Арктические сорта ARCO, Novy Port и Varandey добываются в северных регионах России. Суровые зимние условия влияют на добычу, а нефтяные проекты требуют значительных инвестиций.

Эти сорта обычно отправляются с месторождений на плавучие хранилища в Мурманске. Затем они отправляются конечным потребителям. Это затрудняет отслеживание экспорта каждого сорта.

В настоящее время поставки занимают два месяца, чтобы достичь Китая. Танкеры идут через Суэцкий канал, а система STS добавляет расходы на доставку. Северный морской путь в Китай, который обычно короче, закрыт до июля.


«Это очень долгий и дорогостоящий маршрут», — говорит один из трейдеров. «Единственная идея — вывезти партии».


По словам трейдеров, арктическая нефть продаётся со скидками к базовым ценам на нефть марки Brent. Это ниже прежних премий.

Не все арктические нефтяные грузы в ближайшее время найдут своё место назначения. Некоторые из них хранятся на судах.

Например, по данным LSEG, танкер Fast Kathy загрузил арктическую нефть в Мурманске 14 марта. С 9 апреля он находится в порту Порт-Саида в Египте.

Индия, которая ранее была крупнейшим покупателем арктической нефти, сократила закупки из-за санкций. Трейдеры говорят, что арктическая нефть, идущая в Индию, в основном поставляется с Варандея компанией Litasco, торговым подразделением российского Лукойла.

«Лукойл» пока не ответил на запрос Reuters о комментарии по этому вопросу.

В этом месяце индийские власти запретили танкеру проводить операцию STS у порта Мумбаи с грузом российской сырой нефти.

Другими покупателями арктической нефти являются Сирия и Мьянма. Они получили первые партии в начале этого года.

Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Thomson Reuters

MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram 

По теме:

США готовят варианты усиления санкций против России — Wall Street Journal

Набиуллина рассказала, что защитит Россию от обрушения нефтяных цен

Флагманская российская нефть марки Urals рухнула до $50 в ходе мирового краха