Замедление экономического роста в России снижает спрос на импорт из Китая

21.04.2025 15:34

Торговля КНР с Россией не сможет компенсировать тарифный удар США по китайскому экспорту.

Нейросеть.

Замедление экономического роста и снижение спроса на крупные товары, такие как автомобили, электроника и бытовая техника, привели к сокращению объема импорта России из Китая, свидетельствуют таможенные данные за 1-й квартал 2025 г., в то время как Пекин сталкивается с серьезными торговыми препятствиями из-за пошлин США.

Товарооборот между Россией и Китаем резко вырос с тех пор, как западные страны стали сторониться Москвы из-за украинского конфликт. Товарооборот между РФ и КНР достиг рекордных 1,74 трлн юаней (239 млрд долларов) в 2024 году, несмотря на перебои в платежах, вызванные западными санкциями.

Экономика России восстановилась после спада в 2022 году, вызванного введением, во многом благодаря резкому росту расходов на армию, однако высокие процентные ставки, нехватка рабочей силы и ограниченное производство за пределами оборонного сектора в настоящее время ограничивают потенциал экономического роста России.

По подсчетам Reuters, опубликованные в воскресенье таможенные данные показали, что в 1 квартале 2025 года Россия потратила на импорт из Китая 22,7 млрд долларов, что на 6,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Согласно данным, в феврале Россия потратила $5,8 млрд на китайский импорт, что является самым низким месячным объемом с июня 2022 года. В марте импорт России из Китая увеличился на 1,9% до почти $7,8 млрд в годовом исчислении.

По словам трех аналитиков, опрошенных агентством Reuters, падение спроса отчасти обусловлено замедлением темпов роста российской экономики и насыщением рынков, на которых доминирует Китай.

Это особенно заметно в автомобильном секторе, где китайские автопроизводители теперь занимают более 50% рынка по сравнению с менее чем 10% до 2022 г., сказал Владислав Онищенко, глава Агентства экономической трансформации и развития, российского аналитического центра.

Замедление импорта автомобилей отчасти объясняется слухами о возможном возвращении западных автопроизводителей в Россию, а также замедлением роста доходов.

По словам Онищенко, первоначальный энтузиазм по поводу возвращения западных брендов также способствовал падению спроса на другие товары, такие как электроника и бытовая техника.

Экономика России замедляется по всем направлениям, при этом компании называют стоимость заимствований на уровне 21% одной из причин сокращения инвестиций.

«Есть потенциал (увеличить импорт из Китая), но вопрос в том, насколько быстро», — сказал Онищенко. «(России) нужно добиваться инвестиционного спроса, но деньги должны откуда-то поступать».

Рост промышленного производства практически остановился, а рост потребительского и корпоративного кредитования замедлился.

Президент Ассоциации российских автомобильных дилеров Алексей Подщеколдин сообщил, что импорт тяжелой техники, такой как краны, экскаваторы и другая техника, снижается с ноября—декабря.

Хотя потребительская активность в феврале продолжала расти, темпы роста розничных продаж снизились до 2,2%, что в основном обусловлено сферой услуг, согласно данным центрального банка, в то время как спрос на импортируемые из Китая товары упал.

«Снизился интерес населения к крупным покупкам непродовольственных товаров, в том числе легковых автомобилей, бытовой техники и электроники», — говорится в мартовском отчете Центробанка.

По данным китайской таможни, в прошлом году на Россию пришлось 3,2% экспорта Китая, что на 2,0% больше, чем в 2021 году. На долю США в 2024 году пришлось 14,7%.

Объем торговли Китая с Россией недостаточен, чтобы компенсировать падение экспорта в США из-за пошлин президента Дональда Трампа, но эти торговые ограничения могут еще больше укрепить связи между Пекином и Москвой.

На прошлой неделе Китай заявил, что планирует увеличить импорт российского сжиженного природного газа в этом году. Пекин, который в прошлом году импортировал 5% своего СПГ из США, в марте не импортировал американский СПГ, показывают данные Kpler и LSEG.

Ограничения на платежи и угроза вторичных санкций в отношении китайских компаний, содействующих торговле с Россией, также ослабили торговые потоки в прошлом году. Однако сейчас, вероятно, отслеживание соблюдения санкций слабее из-за кадровых сокращений администрации Трампа в правительстве.

Подготовлено ProFinance.ru по материалам экономиста Bloomberg Economics Александра Исакова

MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram 

По теме:

Тарифные войны могут укрепить связь между Россией и Китаем

Что более высокие тарифы Трампа означают для подсанкционных нефтяных экспортеров России, Ирана и Венесуэлы

Поставки нефти из США в Китай упали почти до нуля после введения тарифов

С рынками и тарифами единственная определенность — это неопределенность

Тарифный спор США и Китая вызвал потрясение на рынке угля

Китай поклялся «бороться до конца» в случае повышения тарифов США