На Америку надвигается экономическое цунами

01.05.2025 06:45

Пять лет назад, когда пандемия парализовала мировую экономику, экономисты начали отслеживать новые показатели — мобильность населения и бронирование ресторанов — чтобы увидеть кризис в реальном времени


Сегодня, когда мир пытается оценить ущерб от жестких тарифов Дональда Трампа на китайские товары, эксперты снова обращаются к нестандартным методам. Их выводы показывают: крупнейшая экономика мира пока держится, но проблемы уже маячат на горизонте.

Первые сигналы тревоги

Еще до введения основных тарифов 9 апреля опросы фиксировали растущее беспокойство американских потребителей и бизнеса. По данным ФРС Далласа, производственная активность в апреле рухнула до исторического минимума. Однако такая статистика может искажать картину. Американцы часто оценивают экономику через призму политических взглядов. При Байдене они жаловались на низкую уверенность, но продолжали тратить, что снижало надежность опросов. В то же время «жесткие» показатели — зарплаты и ВВП — отражают уже устаревшую реальность. Сильные данные по занятости за март показывают поведение компаний, когда угрозы тарифов Трампа еще казались туманными. (В первом квартале ВВП Америки упал на 0,3% в годовом исчислении — компании спешили импортировать товары до введения тарифов).

Данные в реальном времени помогают избежать обеих ловушек, рисуя актуальную картину экономической активности. Многие индикаторы эпохи COVID устарели или перестали публиковаться. К счастью, мировую торговлю отслеживают тщательно. Корабли выходят в море за недели до прибытия, передавая свои координаты спутникам и декларируя перевозимые грузы.

Смешанные сигналы

Некоторые данные пока не показывают серьезного влияния торговой войны. За неделю до 25 апреля в порты Лос-Анджелеса и Лонг-Бич — главные ворота для китайских товаров — прибыли десять контейнеровозов с 555 000 тонн грузов. Это примерно соответствует прошлогоднему уровню. Но путь между Китаем и западным побережьем США занимает от двух недель до 40 дней. Многие суда, прибывающие сейчас, отплыли еще до введения тарифов.

Другие показатели выглядят тревожнее. Бронирование новых рейсов между Китаем и Америкой обрушилось на 45% в годовом исчислении за неделю с 14 апреля, по данным компании Vizion. Доля пустых рейсов — когда судно пропускает порт или перевозчик сокращает количество судов на маршруте — выросла до 40% от всех запланированных поездок. Цены указывают на перестройку торговых потоков. Стоимость перевозки между Шанхаем и Лос-Анджелесом упала примерно на $1000 за последний месяц, сообщает логистическая компания Freightos. Компании перешли от «опережения» тарифов (когда импортируют больше обычного до крайнего срока) к их избеганию. При этом цена доставки из Вьетнама в Америку выросла на аналогичную сумму — импортеры ищут альтернативных поставщиков.

Ложная тревога или реальная угроза

Могут ли эти тревожные сигналы оказаться ложными? Данные о судоходстве подвержены сезонным колебаниям: 30-процентное снижение запланированных прибытий в Лос-Анджелес по сравнению с прошлым годом вписывается в обычные недельные флуктуации. В небольшие порты, например в Сиэтл, в среднем прибывает лишь один грузовой корабль в день. Несколько дней без прибытий не выглядят аномалией. Другие высокочастотные индикаторы тоже не сигнализируют о резком торможении экономики. Расходы по кредитным картам и количество вакансий в апреле примерно соответствуют прошлогодним показателям, по данным банка Barclays.

Шторм приближается

Проблемы, скорее всего, не за горами. Торговым шокам требуется время, чтобы распространиться по экономике: некоторые компании успели накопить запасы до введения тарифов. Резко вырос спрос на таможенные склады, позволяющие хранить товары вблизи портов и платить пошлины только после их выпуска. Многие компании пока не повышают цены — хотя теоретически должны это делать для нормирования запасов — поскольку связаны существующими контрактами или хотят сохранить отношения с клиентами на случай, если Трамп смягчит позицию. Но скоро им придется это сделать.

Непредсказуемая тарифная политика Трампа застала врасплох многие судоходные компании, говорит Питер Санд из консалтинговой фирмы Xeneta, хотя за последнее десятилетие они преодолели немало потрясений: пандемию, блокировку Суэцкого канала и атаки хуситов в Красном море. Последствия скажутся на торговле и экономике в целом, даже если Америка отменит самые жесткие меры. Корабли, не отправившиеся вовремя, прибудут с опозданием или не прибудут вовсе. Запасы истощатся. Многие предприятия заморозили планы инвестиций и найма, которые будут возобновлять медленно. Америка еще не ощутила в полной мере последствия самонанесенного торгового удара. Но прогноз для судоходства выглядит мрачно.

Подготовлено Profinance.ru по материалам The Economist

MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram 

По теме: 

Цены на сырье рухнут из-за тарифной войны и замедления мировой экономики

Дефицит торгового баланса США достиг рекордного уровня