
На фото премьер-министр Японии Сигэру Исиба и президент США Дональд Трамп
Как крупнейший зарубежный инвестор США и ближайший союзник в Азии, Япония стремится сохранить хорошие отношения с Вашингтоном. Премьер-министр Сигэру Исиба изначально спешил сесть за стол переговоров раньше других стран. Однако ситуация изменилась. Япония решила бороться за лучшие условия в торговых переговорах с президентом США Дональдом Трампом.
Токио настаивает на полной отмене 25-процентной пошлины на японские автомобили, чтобы избежать недовольства избирателей. Кроме того бизнес-лидеры и однопартийцы из Либерально-демократической партии требуют от Исибы защитить автопром и фермеров, что заставило его пересмотреть подход. По словам официальных лиц, соглашение вряд ли подпишут до выборов в верхнюю палату парламента в конце июля — испытания, которое и без того обещает стать трудным для крайне непопулярного правительства Исибы.
«Япония больше не торопится. Теперь главное — добиться выгодной сделки», — рассказал источник в Токио, близкий к переговорам.
Автопром против фермеров: сложный выбор для Токио
Японская делегация во главе с министром экономики Рёсэем Аказавой уже дважды встречалась с представителями администрации Трампа. Третья встреча запланирована на следующую неделю. Министр финансов Кацунобу Като также надеется возобновить диалог с главой американского Минфина Скоттом Бессентом на полях встречи G7 в Канаде.
Япония продолжает настаивать на отмене всех новых американских тарифов: 25-процентного сбора на автомобили, сталь и алюминий, а также 24-процентного «ответного» тарифа на другие товары (временно сниженного до 10%). Американские пошлины могут стоить японским автогигантам около 2 трлн иен ($13,7 млрд) операционной прибыли в текущем финансовом году. Компании пытаются компенсировать потери повышением цен, но экономика Японии уже сократилась в первом квартале впервые за год.
«Автомобили и запчасти — наш главный экспорт в США», — подчеркнул другой японский чиновник, знакомый с переговорами. «Без прогресса в этом секторе мы не сможем достичь никакого соглашения».
Токио готов предложить Вашингтону увеличить закупки американской сельхозпродукции, расширить доступ американских автомобилей на японский рынок и вложиться в проект газопровода на Аляске. Но с приближением выборов Исиба публично пообещал не жертвовать интересами японских фермеров ради автопрома.
Политическое выживание на кону: Исиба между молотом и наковальней
«Япония заняла жесткую позицию. Сигэру Исиба борется за политическое выживание — свое и своей партии. Он не может просто сдаться. Автомобили обеспечили 81% торгового профицита Японии с США в 2024 году. Если Исиба не добьется снижения автомобильных тарифов, его политическая карьера окажется под угрозой», — считает Николас Смит, стратег по Японии в CLSA.
Эксперты сомневаются, что у Японии есть серьезные рычаги давления на Белый дом. Токио зависит от Вашингтона в вопросах безопасности и имеет профицит в торговле товарами с США в размере $63 млрд. Администрация Трампа уже обвинила Японию в намеренном ослаблении иены, что еще больше осложняет переговоры.
Исиба руководит страной через хрупкую коалицию и опасается, что невыгодная сделка усугубит кризис для правящей ЛДП. Его решение провести досрочные выборы в октябре уже обернулось катастрофой — партия впервые с 2009 года потеряла большинство в нижней палате. Июльские выборы в верхнюю палату могут нанести еще больший урон, особенно если фермерское лобби решит, что правительство предало их интересы ради автопроизводителей.
Одна из идей Японии — привязать размер инвестиций японских компаний в США к снижению тарифов.
«Япония не хочет сделки, которая выглядит наспех заключенной, но в то же время не может рассчитывать на то, что у США хватит терпения для сложного соглашения», — объяснил источник, близкий к переговорам.
Стивен Надь, профессор политики Международного христианского университета Токио, считает, что стратегия Исибы основана на надежде, что США ценят партнерство в области безопасности выше тарифов. «Думаю, Япония скоро поймет, что Трамп не откажется от базового уровня тарифов», — предупреждает Надь.«Что бы Япония ни делала, ей не избежать этой реальности».
Подготовлено Profinance.ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Япония впервые за двадцать лет купила рис в Южной Корее
ЕС ищет союзников в Тихом океане, чтобы защититься от торговых ударов Трампа