Главное из заявления Эльвиры Набиуллиной

06.06.2025 15:25

Глава ЦБ выступает на пресс-конференции

 

Инфляция

Текущие темпы роста цен в марте были 7% в пересчете на год, в апреле они снизились примерно до 6%. Основной фактор — это высокая ключевая ставка. При этом ее влияние пока проявляется неравномерно в разных сегментах.

Жесткая денежно-кредитная политика сильнее всего сказалась в непродовольственной группе, где рост цен в целом достаточно низкий.

Текущие темпы роста цен на продукты питания в целом замедлились, пусть и меньшими темпами, чем на непродовольственные товары. Внутри этой группы динамика также была неоднородной.

В услугах темпы роста цен остаются высокими. Здесь спрос по-прежнему больше определяется динамикой доходов населения, чем динамикой кредита.

Ценовые ожидания предприятий с начала года устойчиво сокращаются, и в целом можно заключить, что тренд на снижение здесь сформирован. Инфляционные ожидания населения не имеют направленного вектора изменений и колеблются в диапазоне 13–14%.

Повышенные инфляционные ожидания — один из ключевых факторов, который требует от нас осторожности при принятии решений.

Экономика

Внутренний спрос хотя и остается высоким, все же постепенно переходит к более умеренным темпам роста. Оперативные данные апреля и мая указывают на продолжение плавного замедления роста в потреблении домохозяйств и инвестиционной активности.

Для экономической активности, как и для инфляции, характерна высокая неоднородность. Структурная трансформация, которая происходит в нашей экономике, неизбежно приводит к тому, что в ряде отраслей спрос будет расти повышенными темпами, а где-то он может и падать, особенно после перегрева в некоторых отраслях, как, например, в строительной.

Появилось больше признаков уменьшения напряженности на рынке труда. По нашим опросам, снижается доля компаний, которые испытывают дефицит кадров.

Денежно-кредитные условия

Кривые ОФЗ и денежного рынка с апрельского заседания сдвинулись вниз. В целом с прошлого заседания уровень ставок по кредитам и депозитам немного уменьшился. Разница между кредитными ставками и ключевой сократилась, хотя эти спреды все еще остаются повышенными из-за возросшей консервативности банков при оценке рисков.

Номинальные ставки снижаются, но важны реальные ставки. И с учетом замедления инфляции и отчасти инфляционных ожиданий реальные ставки по-прежнему высокие, а денежно-кредитные условия в целом остаются жесткими. Сегодняшнее снижение ключевой ставки, принимая во внимание замедление инфляции, не означает значимого смягчения денежно-кредитных условий в реальном выражении.

Внешние условия

Профицит внешней торговли в марте – апреле немного уменьшился из-за снижения цен на основные товары российского экспорта.

Динамика импорта по-прежнему сдержанная, и это в первую очередь связано с нашей жесткой политикой.

Жесткая политика также ведет к высокому спросу на рублевые активы. Наряду с действием бюджетного правила, это приводит к стабильному балансу спроса и предложения валюты на внутреннем рынке, даже несмотря на снижение цен на нефть.

Риски для базового сценария

Некоторые проинфляционные риски с прошлого заседания снизились — например, риск более длительного отклонения российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста.

Тем не менее проинфляционные риски по-прежнему преобладают.

К дезинфляционным рискам можно отнести существенно более быстрое охлаждение кредита и спроса, чем это происходит сейчас.

Важным фактором, который оказывает влияние на наши решения, является бюджетная политика. Если влияние бюджета будет менее дезинфляционным, чем это заложено в анонсированных планах, потребуется корректировка траектории ключевой ставки.

Также остаются риски со стороны геополитики, ситуация в которой предсказуемо непредсказуема.

Перспективы будущих решений

Напомню: ставка в 21% была установлена в конце октября. Чтобы она полностью транслировалась в экономику и инфляцию, требуется не менее 3 кварталов. Это означает, что с учетом инерции и лагов наши предыдущие решения продолжат обеспечивать торможение инфляции. В условиях, когда баланс по-прежнему смещен в сторону проинфляционных рисков, наш подход к снижению ставки требует большой осторожности. Он может предполагать паузы между шагами. Более того, если инфляция перестанет устойчиво снижаться и тем более начнет расти, не исключено повышение ключевой ставки.

Для дальнейшей дезинфляции нам нужно поддерживать жесткие денежно-кредитные условия. Это возможно даже при снижении ставки, если одновременно уменьшаются инфляция и инфляционные ожидания. Наши дальнейшие решения будут направлены на достижение цели по инфляции вблизи 4% в следующем году.

Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Банка России

MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram 

По теме:

ЦБ сохранит ставку в эту пятницу, а рубль «сбросит лишние» 25% через год — свежий опрос Reuters

Если вы еще не поняли, почему так сильно вырос рубль, Банк России объясняет

Банк России защищает высокие ставки и предупреждает о риске снижения цен на нефть

Реакция рынка на снижение ставки Банком России