Рост цен на разнообразные товары, от кофе до аудиотехники и предметов интерьера, привёл к ускорению инфляции в июне. По мнению экономистов, это связано с повышением импортных пошлин, которое инициировала администрация президента США.
В целом, потребительские цены в июне выросли на 0,3%, что составляет примерно 3,5% в годовом исчислении, после роста на 0,1% в мае.
Экономисты и представители Федеральной резервной системы (ФРС) ожидали ускорения инфляции этим летом, поскольку бизнес постепенно ощущает последствия введения тарифов. Данные за июнь свидетельствуют о том, что представители центральных банков могут не захотеть снижать процентные ставки, пока не получат больше информации.
В долгосрочной перспективе тарифный ценовой шок может оказаться временной корректировкой. Однако, поскольку президент Дональд Трамп всё ещё рассматривает окончательные уровни тарифов, а с 1 августа могут быть введены более высокие сборы, перспективы инфляции остаются неопределёнными.
«Сегодняшний отчёт показал, что тарифы начинают сказываться, — отметил Омаир Шариф, глава Inflation Insights. — Цены на одежду выросли, цены на товары для дома подскочили... а цены на товары для отдыха увеличились».

Это товары, которые в значительной степени импортируются, и рост цен был существенным. Цены на аудио- и видеооборудование выросли на 1,1% за месяц и на 11,1% за год, что является самым большим скачком за всю историю в категории, где глобализация обычно означала стабильные или снижающиеся цены.
Это, вероятно, станет тревожным сигналом для ФРС, которая подвергается критике со стороны Трампа за то, что она не снижает процентные ставки. Центральные банкиры не решались на этот шаг, пока не стало ясно, как тарифы повлияют на экономику США.
Доходность казначейских облигаций США выросла до самого высокого уровня примерно за месяц, а фьючерсы на процентные ставки отразили растущую неопределённость в отношении того, возобновит ли ФРС снижение ставок в сентябре. Модель группы CME показывает, что это решение было практически непредсказуемым после того, как в течение последнего месяца оно было базовым ожиданием.
Выступая во вторник в Вашингтоне, президент Федерального резервного банка Бостона Сьюзан Коллинз предупредила, что, по её мнению, повышение налогов на импорт приведёт к росту инфляции и снижению темпов роста и уровня занятости. Однако она добавила, что сильные балансовые отчёты как компаний, так и домохозяйств могут помочь смягчить последствия.

Влияние тарифов может быть смягчено благодаря тому, что компании смогут сократить прибыль, а потребители продолжат тратить деньги, несмотря на рост цен. В результате негативное воздействие тарифов на рынок труда и экономический рост может быть менее значительным, — считает Коллинз.
В социальных сетях Трамп заявил, что потребительские цены остаются низкими, и повторил свой призыв к Федеральной резервной системе снизить процентные ставки. В июне уровень потребительских цен был примерно на 1,2% выше, чем в декабре, который был последним полным месяцем перед началом второго срока Трампа.
Пресс-секретарь Белого дома Каролин Ливитт отметила, что тот факт, что базовая инфляция, не учитывающая цены на продукты питания и энергоносители, выросла меньше, чем ожидалось, свидетельствует о том, что президент Трамп стабилизирует инфляцию.
Базовая инфляция в июне выросла до 2,9% в годовом исчислении, что немного ниже консенсус-прогноза в 3%, но немного выше, чем в мае. Цены на продукты питания и энергоносители выросли, в результате чего общая инфляция составила 2,7% по сравнению с 2,4% месяцем ранее.
«В связи с ростом цен на товары для дома, товары для отдыха и одежду импортные пошлины постепенно увеличиваются, — пишет Сима Шах, главный глобальный стратег Principal Asset Management. — Было бы разумно, если бы ФРС оставалась в стороне ещё как минимум несколько месяцев».
Инвесторы по-прежнему ожидают, что в сентябре ФРС снизит базовую процентную ставку с текущих 4,25% до 4,5%, поддерживаемых с декабря, на четверть процентного пункта, но вероятность снижения ставки на предстоящем заседании 29–30 июля сейчас составляет менее 5%.
В недавнем выступлении Пауэлл отметил, что в текущем летнем сезоне Федеральная резервная система США будет анализировать, как инфляция реагирует на тарифы, применяемые к торговым партнёрам и различным секторам экономики.

До сих пор эти сборы не оказывали значительного влияния на уровень инфляции, но экономисты предполагают, что со временем они могут отразиться на розничных ценах.
«Мы знаем, что между введением тарифов и их влиянием на инфляцию существует временной разрыв, — подчеркнул Грегори Дако, главный экономист EY-Parthenon. — Компании используют различные стратегии для управления импортом... Мы пока не наблюдаем полного воздействия тарифов на данные об индексе потребительских цен... Однако я ожидаю, что это влияние проявится в будущем».
Данные по потребительским ценам за июнь, вероятно, покажут, что индекс цен на товары и услуги, который Федеральная резервная система использует для определения целевого уровня инфляции в 2%, значительно превышает этот показатель.

После того как Трамп пригрозил ввести пошлины в размере 30% и более на товары из Мексики, Канады и Европейского союза, а также заявил о возможности дальнейших действий, неопределённость возросла.
В мае индекс цен производителей без учёта продуктов питания и энергоносителей увеличился на 2,7% в годовом исчислении. По последним прогнозам представителей ФРС, к концу 2025 года он достигнет 3,1%. А новый раунд введения пошлин, который Трамп планирует начать 1 августа, может привести к ещё большему росту.
По оценкам Майкла Фероли, главного экономиста по США в JP Morgan, новые тарифные ставки «в случае их полного применения повысят уровень цен PCE примерно на 0,4 процентных пункта». «Учитывая неполное применение тарифов и сокращение маржи, более вероятная оценка составляет 0,2–0,3 пункта. Мы считаем, что это усиливает аргументы в пользу того, чтобы ФРС придерживалась очень осторожного подхода к снижению ставок».
Дако отметил, что уже наблюдается «расхождение» цен на широкий спектр товаров, которые растут быстрее, чем до введения первых тарифов Трампом.
Например, в июне цены на товары для дома выросли на целый процентный пункт. Цены на эти товары снижались, но весной ситуация изменилась.
Другие экономисты выявили различные факторы, которые могут указывать на то, что новые налоги на импорт начинают влиять на потребительские цены.
Шариф, глава Inflation Insights, сообщил, что в широкой категории товаров для досуга, в которую входят игрушки, аудио- и видеооборудование, часто импортируемое из Китая, наблюдается рост — в июне он составил 0,8%, что в два раза больше, чем за предыдущие два месяца.
Спортивное снаряжение и инструменты также в значительной степени импортируются, и хотя весной темпы роста цен ускорились, в июне они снизились до 0,2% по сравнению с 0,6% в мае.
Тем не менее «тарифные издержки отчётливо видны в июньских данных по индексу потребительских цен», — написал Сэмюэл Томбс, главный экономист по США в Pantheon Macroeconomics.
Без учёта автомобилей цены на другие непродовольственные товары и энергоносители росли самыми быстрыми темпами с июня 2022 года, когда ФРС ещё боролась с инфляцией, вызванной пандемией.
«Особенно резко выросли цены на товары, которые в основном импортируются», — отметил он. Цены на бытовую технику, спортивный инвентарь и игрушки выросли почти на 2% за месяц.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Thomson Reuters
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Джей Пауэлл сигнализирует о готовности к снижению процентной ставки в США в июле
Тарифная дилемма Пауэлла: защищать экономику или сдерживать инфляцию