Некоторые из крупнейших российских банков в частном порядке обсуждали возможность обращения за государственной помощью, если уровень проблемных кредитов в их балансах продолжит расти в течение следующего года.

Центральный банк России в Москве. Источник: Bloomberg
По словам нынешних и бывших чиновников, а также согласно документам, изученным Bloomberg News, как минимум три кредитора, признанных Банком России системно значимыми, рассматривали возможность того, что им может потребоваться дополнительная капитализация в течение следующих 12 месяцев.
Банки обсудили внутри компании, как они будут обсуждать с Центральным банком возможность получения финансовой помощи, если это потребуется. Такой сценарий возникает из-за того, что, по словам людей и документам, их оценка качества кредитного портфеля значительно хуже, чем показывают официальные данные.
Источники, которым была предоставлена анонимность для раскрытия информации, не являющейся публичной, заявили, что любой запрос на финансовую помощь будет зависеть от дальнейшего роста объёма проблемных кредитов в следующем году. Тем не менее, они отметили, что обсуждения становятся всё более актуальными в банковской отрасли.
На бумаге банковская система находится в относительно хорошем состоянии: прибыль остаётся стабильной даже на фоне роста объёма так называемых неработающих кредитов компаниям и домохозяйствам при ключевой ставке Центробанка на уровне почти рекордных 20%. Официально уровень проблемной задолженности остаётся значительно ниже показателей, зафиксированных в периоды прошлых финансовых кризисов, которые были нейтрализованы российскими властями.
Однако сам центральный банк посоветовал кредиторам сосредоточиться на реструктуризации кредитов вместо того, чтобы признавать весь масштаб проблемных кредитов.
Банк России не ответил на отправленный по электронной почте запрос о комментарии.
Глава Центробанка Эльвира Набиуллина преуменьшила риск системного кризиса на финансовом форуме в Санкт-Петербурге 2 июля, заявив, что банковская система России «хорошо капитализирована» и имеет резервы капитала в размере 8 триллионов рублей (102 миллиарда долларов).
«Как орган банковского надзора, я со всей ответственностью заявляю, что эти опасения абсолютно беспочвенны», — сказала она.
Центральный банк заявил, что может ввести в действие так называемый макропруденциальный буфер капитала, позволяющий банкам компенсировать убытки и работать с временно более низкими коэффициентами достаточности капитала. Этот шаг может несколько снизить давление на систему, если только объём убытков не превысит тот объём, на который рассчитан буфер.
По официальным данным, доля кредитов с признаками проблемности корпоративным заёмщикам на 1 апреля составляла 4%, а доля необеспеченной потребительской задолженности с просрочкой 90 дней и более — 10,5%.
Тем не менее, ведущие банкиры начали бить тревогу относительно перспектив на следующий год.
«Уже сейчас очевидно, что будет непросто», — заявил Герман Греф, генеральный директор государственного Сбербанка, крупнейшего российского кредитора, на годовом собрании акционеров в прошлом месяце, о перспективах следующего года, поскольку качество кредитного портфеля ухудшается, и компаниям всё чаще приходится реструктурировать свои долги. «Надеюсь, как всегда, мы сможем выстроить совместные планы, как пережить эти трудные времена», — добавил он.
В ВТБ, втором по величине банке России, доля проблемных кредитов физическим лицам в розничном портфеле в мае достигла 5%, составив 377 миллиардов рублей, сообщил 1 июля Дмитрий Пьянов, первый заместитель председателя правления банка, газете «Ведомости».
С начала года этот показатель вырос на 1,2 процентных пункта. По словам Пьянова, к 2026 году доля проблемных кредитов может достичь 6–7%, хотя он также отметил, что это ниже пикового значения в 8–10%, наблюдавшегося в 2014–2016 годах.
По словам топ-менеджеров двух системообразующих российских кредиторов, пожелавших остаться анонимными при обсуждении внутренних вопросов, клиенты обеспокоены высокими процентными ставками, а доля плохих кредитов растёт, хотя банки пока реструктурируют их и располагают значительными резервами.
По словам одного из источников, пока признаков кризиса, который в любом случае можно было бы разрешить путём вливания средств, мало, но многие данные засекречены, и полная картина может быть не видна.
В прошлом Россия использовала программы финансовой помощи и другие механизмы рекапитализации проблемных банков. В 2017 году Центральный банк потратил не менее 1 триллиона рублей на спасение трёх крупных частных банков: «Открытие», «Промсвязьбанк» и «Бинбанк». По его словам, эта мера была необходима для спасения финансовой системы.
В 2017 году Центральный банк создал Фонд консолидации банковского сектора для вливания капитала в кредиторов, испытывающих давление из-за плохих кредитов, и для их оздоровления.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram