Китайское грузовое судно Heng Yang 9, зарегистрированное под флагом Панамы, совершило необычный визит в порт Севастополь в Крыму. Это стало первым случаем за долгое время, когда крупное иностранное судно зашло в один из крымских портов, находящихся под контролем России.

Судно в гавани Севастополя, 14 сентября © Yörük Işık/ Airbus
Севастополь был закрыт для иностранных судов западными санкциями с 2014 года, когда Россия присоединила Крым. Эти санкции были направлены на то, чтобы помешать Москве использовать новые территории и побудить третьи страны не признавать их частью России.
Несмотря на то что Китай не присоединился к западным санкциям против России, его торговые суда ранее старались избегать заходов в порты, контролируемые Москвой. Однако в последние месяцы судно Heng Yang 9 неоднократно появлялось в Севастополе.
Украинские официальные лица утверждают, что судно заходило в Севастополь как минимум трижды за последние несколько месяцев. Financial Times смогла подтвердить один из этих визитов в сентябре, используя спутниковые снимки, данные транспондера и другие источники.
Согласно данным транспондера, 2 сентября судно покинуло Стамбул и 6 сентября было зафиксировано в Новороссийске. Затем оно должно было направиться в порт Кавказ, но два спутниковых снимка от 9 и 11 сентября не показали его в этом месте. Однако на спутниковых снимках от 14 сентября судно было обнаружено в Севастополе.
Примерно в это же время оно, по словам владельцев, направлялось на юг из порта Кавказ. Если бы это было правдой, его должны были зафиксировать спутники 15 сентября, но оно исчезло. В какой-то момент перед прибытием в Стамбул передаваемые координаты судна снова совпали с реальными. Когда судно наконец прибыло 17 сентября, расположение контейнеров на палубе было таким же, как в Крыму.
Владелец судна, компания Guangxi Changhai Shipping Company, не ответила на запросы о комментариях. Визиты судна последовали за открытием новой железной дороги в Крым в апреле, которая, по данным Москвы, облегчает транспортировку контейнеров из России. В августе российские власти объявили, что порты Бердянск и Мариуполь также открыты для иностранных судов.
Украинские власти считают, что Россия использует эту железную дорогу для перевозки товаров из Донецкой и Херсонской областей в порты Крыма. Офис президента Владимира Зеленского сообщил, что летом судно уже заходило в Севастополь.
По информации украинских официальных лиц, судно находилось в порту с 19 по 22 июня и также заходило туда 15 августа для загрузки 101 контейнера. После этих визитов судно заходило в порты Турции, прежде чем направиться в Александрию, Египет.
Владислав Власюк, уполномоченный президента Украины по вопросам санкционной политики, заявил, что Украина считает такие действия неприемлемыми и ожидает, что международные партнёры и компании будут избегать контактов с перешедшими под контоль РФ территориями. Он также отметил, что суда, посещающие эти порты, рискуют быть включёнными в санкционные списки.
МИД Китая рекомендовал гражданам и компаниям страны избегать контактов со спорными территориями бывшей Украины. Однако министерство пока не отреагировало на запрос о комментарии.
Анализ, проведённый Lloyd's List, подтвердил заявления украинских властей о предыдущих рейсах. Кроме того, были зафиксированы случаи, когда судно фальсифицировало свои координаты, используя транспондер.
Крымские активисты опубликовали фотографии, на которых видно, как судно пытается избежать обнаружения, прикрыв название на корме белыми простынями.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Новые санкции Евросоюза против России ударят по банкам и нефтяной торговле
Индийская Nayara, попавшая под санкции, переходит на теневой флот
С 27 августа США накажут Индию за дружбу с Россией 50%-ной пошлиной