Трамп предлагает запретить китайским авиакомпаниям летать над Россией по маршрутам в США

10.10.2025 11:54

Китайские авиакомпании выигрывают от сокращения времени полёта и расхода топлива, используя российское воздушное пространство. Американским авиакомпаниям запрещено летать над Россией с 2022 года. Грузовые рейсы не включены в предложение США.

Администрация Трампа в четверг предложила запретить китайским авиакомпаниям полёты над Россией на маршрутах в США и из США. По мнению чиновников, это позволит сократить время в пути и уменьшить расходы на топливо, что ставит американских перевозчиков в невыгодное положение.

   На карте представлены маршруты рейса Air China 988 и рейса United Airlines 771 между Лос-Анджелесом и Пекином. Китайские авиалинии выбирают более короткие маршруты из Китая в США через Россию. Китайские перевозчики летают по более коротким маршрутам между Китаем и США, пересекая российское воздушное пространство. Такая возможность недоступна американским авиакомпаниям, которым приходится выбирать более длинные маршруты из-за ограничений воздушного пространства России. Траектории полета рейса 988 авиакомпании Air China и рейса 771 авиакомпании United Airlines. Последние три рейса из Лос-Анджелеса в Пекин по состоянию на 10 октября. Северный Ледовитый океан. Россия.

Средний полет, время: 12:26. США. Пекин. Лос-Анджелес. Среднее время полета: 13:58. Тихий океан. Источник: FlightRadar24 | Видждан Мохаммад Кавуса

Предложение стало очередным шагом в торговой войне между США и Китаем. Оно последовало за тем, как Пекин ввёл более строгий контроль за экспортом редкоземельных металлов, критически важных для американской промышленности.

Американские авиакомпании уже давно выражают недовольство тем, что китайским компаниям разрешено использовать российское воздушное пространство для перелётов в США. Это позволяет китайским перевозчикам экономить время и топливо, что снижает их затраты.

Россия в ответ на запрет полётов американских авиакомпаний над своей территорией в 2022 году после начала конфликта на Украине, также ограничила доступ иностранных перевозчиков к своему воздушному пространству. Китайские авиакомпании, однако, не попали под этот запрет и используют его для увеличения своей доли на международном рынке.

Министерство транспорта США в своём предложении заявило, что текущая ситуация «несправедлива и негативно влияет на конкуренцию американских авиаперевозчиков». При этом ограничения не будут распространяться на грузовые рейсы.

Представитель Министерства иностранных дел Китая в пятницу заявил, что предложенные ограничения не способствуют развитию межличностного обмена.

Это решение может повлиять на рейсы в США, выполняемые китайскими авиакомпаниями Air China, China Eastern, Xiamen Airlines и China Southern. В постановлении не упоминается гонконгская Cathay Pacific, которая использует российское воздушное пространство для маршрута Нью-Йорк — Гонконг. Cathay Pacific пока не прокомментировала ситуацию.

Акции крупнейших китайских авиакомпаний, торгующихся на материковой части Китая, в пятницу упали в цене. Лидером падения стала China Southern, акции которой снизились на 1,3%. Air China и China Eastern потеряли 1,26% и 0,95% соответственно.

Государственные авиаперевозчики Китая испытывают трудности из-за пандемии COVID-19, фиксируя убытки на протяжении пяти лет подряд.

Торговая напряженность

Предложение запретить китайским авиаперевозчикам использовать российское воздушное пространство на маршрутах в США появилось на фоне нарастающего конфликта между Пекином и Вашингтоном по ряду экономических вопросов.

Корпорация Boeing (BA.N) активно ведет переговоры о продаже Китаю до 500 самолетов. Это могло бы стать значительным прорывом для компании на втором по величине авиационном рынке мира, где рост заказов замедлился из-за торговой напряженности между США и Китаем.

Ожидается, что лидеры двух стран, президент США Дональд Трамп и китайский лидер Си Цзиньпин, проведут личную встречу в Южной Корее в конце октября.

Министерство транспорта США дало китайским авиакомпаниям два дня на ответ по этому предложению и заявило, что окончательное решение может вступить в силу уже в ноябре.

Агентство Reuters сообщает, что в мае 2023 года США разрешили дополнительные рейсы китайских перевозчиков при условии, что они не будут летать над Россией по новым маршрутам.

В прошлом году Министерство транспорта США заявило, что китайские пассажирские авиакомпании могут увеличить количество еженедельных рейсов между США и Китаем до 50. Однако это решение было отменено под давлением американских профсоюзов и авиакомпаний.

До начала пандемии COVID-19 в 2020 году каждая сторона разрешила более 150 еженедельных пассажирских рейсов в обе стороны.

Некоторые американские авиакомпании сообщили администрации Трампа, что прямые рейсы с Восточного побережья в Китай экономически невыгодны без пролета над Россией. В некоторых случаях это приводит к необходимости оставлять часть мест свободными и снижать объемы грузоперевозок из-за увеличения продолжительности перелета.

Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Thomson Reuters

MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram 

По теме:

Закрытие воздушного пространства России стало ударом для авиакомпаний Запада

Как антироссийские санкции обернулись против British Airways

В ближайшие два десятилетия количество самолетов удвоится — Airbus

Мировой спрос на авиационное топливо растет благодаря сезону отпусков