Центральный банк России фиксирует увеличение числа жалоб на неправомерные блокировки банковских счетов. Регулятор предпринимает меры по улучшению взаимодействия с кредитными организациями для решения этой проблемы, сообщает ЦБ в своём телеграм-канале.

Фото Reuters
"Мы действительно видим рост жалоб по необоснованным блокировкам, поэтому сейчас улучшаем обмен данных с банками", - заявил ЦБ в ответ на критику участниками телеграм-канала закона "О национальной платежной системе" (N161-ФЗ).
Согласно Федеральному закону №161-ФЗ, банки имеют право блокировать карты и ограничивать переводы для борьбы с мошенничеством, включая случаи с дропами (лицами, которые помогают обналичивать или переводить средства, украденные злоумышленниками).
Основанием для блокировки может стать наличие информации о реквизитах в базе данных ЦБ, где фиксируются случаи и попытки переводов без согласия клиентов. Данные попадают в эту базу, если жалобы на них поступают от жертв мошенничества или если МВД передаёт регулятору информацию о лицах, в отношении которых возбуждено уголовное дело или ведётся следствие.
Иногда добросовестные клиенты попадают под блокировку из-за операций с криптовалютой, за которую мошенники расплатились украденными средствами. В сентябре директор департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров заявил, что регулятор предлагает МВД рассмотреть механизм реабилитации таких клиентов.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина подчеркнула важность эффективного механизма реабилитации добросовестных клиентов. Она отметила, что важно обеспечить процедуры восстановления доступа к банковским услугам для тех, кто действительно не причастен к правонарушениям.
Набиуллина также сообщила, что планируется предоставлять клиентам информацию о сделке, из-за которой была произведена блокировка, чтобы они могли обратиться в банк-отправитель и урегулировать вопрос. В случае возбуждения уголовного дела ЦБ, по согласованию с МВД, будет предоставлять информацию о подразделении полиции, занимающемся расследованием, для урегулирования ситуации.
В августе ЦБ выпустил информационное письмо, в котором указал, что банки обязаны информировать клиентов о том, на основании какого федерального закона (например, №161-ФЗ или №151-ФЗ) были приостановлены операции по счетам и картам или ограничен доступ к дистанционному обслуживанию. Также банки должны сообщать, какая норма закона была применена и что необходимо сделать для восстановления обслуживания.
По данным ЦБ, во втором квартале 2025 года объём банковских операций без согласия клиентов составил 6,3 млрд рублей, что на 7,7% меньше, чем в предыдущем квартале (6,9 млрд рублей). Количество таких операций сократилось на 7,9% по сравнению с первым кварталом и составило 273,1 тыс. операций.
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Главное из заявления Эльвиры Набиуллиной
В следующем году инфляция опустится до 4% — Заботкин
Набиуллина объяснила причины укрепления рубля
Набиуллина о снижении ставки, инфляции, цифровом рубле и НСПК