Китай сокращает импорт сырьевых товаров

11.11.2025 14:48

Импорт основных сырьевых товаров в Китай в октябре был в основном слабым, поскольку высокие цены оказали давление на объемы, при этом устойчивость цен на железную руду противодействовала общей тенденции, несмотря на то, что сталелитейный сектор демонстрировал признаки давления.

Лодка проходит мимо грузового судна с контейнерами в терминале порта Яньтянь в Шэньчжэне, провинция Гуандун, Китай, 30 октября 2025 года. REUTERS

По данным Главного таможенного управления КНР, цены на сырую нефть, природный газ, медь и уголь снизились в октябре по сравнению с сентябрем.

Китай, крупнейший в мире импортер сырой нефти, в октябре импортировал 11,39 млн баррелей в сутки (б/с), что стало третьим ежемесячным снижением подряд и ниже показателя в 11,50 млн баррелей в сутки в сентябре.

Ослабление импорта нефти, скорее всего, является отражением более высоких мировых цен, которые преобладали в то время, когда должны были быть организованы поставки нефти в октябре.

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли шестимесячного максимума в $81,40 за баррель 23 июня во время непродолжительного конфликта между Израилем и Ираном, и хотя к 1 июля они отступили до минимума в $66,34, к 31 июля они снова пошли вверх, достигнув $73,63.

С тех пор цены на нефть неуклонно снижались, а иногда и резко возрастали, что в основном было вызвано геополитическими событиями, такими как объявление президентом США Дональдом Трампом новых санкций против российских производителей сырой нефти.

В пятницу нефть марки Brent закрылась на отметке $63,63 за баррель, и текущие более низкие цены, вероятно, подтолкнут китайские нефтеперерабатывающие заводы увеличить импорт, даже если большая часть сырой нефти поступит в коммерческие и стратегические хранилища.

Влияние более высоких цен также отразилось на импорте природного газа, который в октябре составил 9,78 млн метрических тонн, что на 11,5% меньше, чем сентябрьские 11,05 млн и на 7,2% меньше, чем октябрьские 10,54 млн прошлого года.

Вероятно, объемы поставок по трубопроводам из Центральной Азии и России были в целом стабильными, а это значит, что снижение было обусловлено импортом сжиженного природного газа, который в этом году продемонстрировал тенденцию к снижению на фоне высоких спотовых цен, вызванных спросом на сверхохлажденное топливо в Европе.

Более высокие цены, вероятно, также стали причиной снижения импорта необработанной меди на 9,7% в октябре по сравнению с сентябрем.

В октябре было привезено 438 000 тонн, что меньше, чем 485 000 тонн в сентябре и 506 000 тонн в октябре 2024 года.

Цены на медь росли с апреля, но с конца сентября рост ускорился: лондонские контракты подскочили на 12,8% с 9 927,50 долл. США за тонну до рекордного максимума в 11 200 долл. США за тонну 29 октября.

УГОЛЬ, ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

Однако импорт китайских товаров не всегда обусловлен ценами, в частности, импортом угля.

Импорт всех марок угля в октябре сократился на 9,3% до 41,74 млн тонн с 46,0 млн тонн в сентябре, а также на 9,8% по сравнению с октябрем прошлого года.

Сокращение импорта произошло на фоне того, что цены на морской энергетический уголь приблизились к пятилетнему минимуму: по данным товарного аналитического агентства Argus, за неделю до 4 июля индонезийский уголь с энергетической ценностью 4200 килокалорий на килограмм стоил 40,45 долл. США за тонну.

С тех пор этот сорт, который пользуется популярностью у китайских коммунальных предприятий, вырос до 47,09 долл. США за тонну за неделю до 7 ноября, но все еще остается значительно ниже 52,30 долл. США за ту же неделю в 2024 году.

Однако с учетом приближающейся зимы на севере страны и высоких внутренних цен на уголь импорт Китая, скорее всего, восстановится к концу года.

Железная руда стала неожиданной статьей импорта товаров в Китай в октябре: объем поставок составил 111,31 млн тонн.

Хотя этот показатель на 4,3% ниже рекордного показателя сентября в 116,33 млн тонн, он на 7,2% выше показателя октября прошлого года и также стал пятым месяцем подряд, когда импорт превысил 100 млн тонн.

Рост импорта не связан с ценами, поскольку базовые контракты в Сингапуре в этом году оставались стабильными в относительно узком диапазоне, зафиксированном на уровне около 100 долларов за тонну.

Производство стали также оказалось слабым, сократившись в сентябре до 21-месячного минимума в 73,49 млн тонн, а объем производства за первые девять месяцев года снизился на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.

Судя по всему, рост цен на железную руду во многом обусловлен восстановлением запасов: портовые запасы, отслеживаемые консалтинговой компанией SteelHome, выросли до 138,44 млн тонн за неделю, закончившуюся 7 ноября, что является семимесячным максимумом и превышает минимум с начала года в 130,1 млн тонн, зафиксированный в начале августа.

Поскольку запасы все еще не достигли 150,7 млн тонн, достигнутых в ноябре прошлого года, импорт железной руды, по всей вероятности, останется устойчивым до конца года.

Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Reuters.

MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram 

По теме:

Трамп заявил, что торговое перемирие между США и Китаем «подписано»

Китай сигнализирует об ослаблении запрета на экспорт полупроводников Nexperia

Китай намерен развивать высокие технологии в рамках пятилетнего плана на фоне усиления напряжённости в отношениях с США