Почему сырая нефть дешевеет, а цены на бензин растут

16.11.2025 13:57

Настали хорошие времена для нефтеперерабатывающих заводов, но не для тех, кто приезжает на заправки


В Европе, США и Азии гигантские заводы делают то же, что и всегда: превращают сырую нефть в жизненно необходимое топливо и продают его с прибылью. Но кое-что в нынешней ситуации отличается — это мировые поставки. Из-за бесконечных украинских атак на российскую энергетическую инфраструктуру, перебоев на ключевых заводах в Азии и Африке и остановок в Европе и США с мировых рынков исчезли миллионы баррелей дизеля и бензина.

Кроме того, американские санкции в отношении «Лукойла» и «Роснефти», а также новые европейские ограничения на топливо, произведенное из российской нефти, уже нарушили цепочки поставок. Трейдеры не понимают, к чему готовиться, но опасаются, что ни к чему хорошему.

В результате сырая нефть на мировых рынках дешевеет, а цены на заправках продолжают расти. Вряд ли такой расклад входит в планы американской администрации, которая считает «доступную энергию» одним из своих ключевых приоритетов.


«НПЗ работают с гигантской рентабельностью», — отмечает Юджин Линделл, глава отдела продуктов нефтепереработки в консалтинговой компании FGE NexantECA. «Нефтеперерабатывающая отрасль во всем мире получила простой сигнал: работай на пределе».


По данным, собранным агентством Bloomberg, рентабельность НПЗ в США, Европе и Азии достигла максимальных значений для этого времени года по меньшей мере с 2018 года. Высокие прибыли толкают вверх стоимость акций: ценные бумаги производителей, включая Valero Energy Corp. и Turkiye Petrol Rafinerileri AS, стремительно дорожают, а Orlen SA сначала года выросли более чем на 100%.

НПЗ сокращают производство — цены растут

Прогнозируемый переизбыток предложения давит на сырую нефть, но разрушенные цепочки поставок в мировой системе нефтепереработки не дают снижаться ценам на бензин, дизель и авиационное топливо. НПЗ неплохо зарабатывают, но снижение цен на нефть не доходит до заправок.

В этом месяце перерабатывающие заводы в Саратове, Орске и Волгограде произвели меньше топлива из-за атак со стороны Украины. В октябре, согласно прогнозам, российский экспорт нефтепродуктов приблизился к многолетним минимумам — и это еще до того, как дроны повредили ключевые мощности в Туапсе.

В других региона поставки также сокращаются. Крупнейший НПЗ Кувейта, Al-Zour, способный перерабатывать 615 тыс. баррелей в день, в последнее время работает на треть своей мощности; недавно перезапущенный завод по производству бензина на НПЗ в Нигерии в ближайшие недели планирует закрыться на техобслуживание примерно на 50 дней.

Между тем НПЗ в США за последние недели перерабатывали на 1 млн баррелей в день меньше, чем в то же время годом ранее. Это резко контрастирует с пиком, достигнутым в летние месяцы, когда объемы нефтепереработки находились вблизи сезонных пиков с 2019 года. За последние годы в США, как и в Европе, закрылось много НПЗ.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), на объемы нефтепереработки повлияли незапланированные перебои в октябре. Они еще сильнее давят на рынок и ведут к росту маржи для переработчиков. В этих условиях агентство пересмотрело прогнозы по производству на чувствительных к марже НПЗ в Европе и Азии на ближайший и последующие месяцы.

В США средняя цена на дизель выросла с тех пор, как Дональд Трамп вернулся в Белый дом; цены на бензин почти не изменились и в четверг составили $3.08 за галлон ($0.813 за литр). Между тем фьючерсы на сырую нефть с момента второй инаугурации Трампа снизились на 20% на фоне повсеместно ожидаемого профицита предложения).

Санкционная неопределенность усугубляет проблему

Опасения трейдеров только усиливают давление на рынок, уже страдающий от реальных проблем.


«Высокая маржа нефтепереработчиков, по крайней мере, частично связана с неопределенностью вокруг американских санкций против „Роснефти“ и „Лукойла“, а также с европейским запретом на российские нефтепродукты, который вступит в силу в январе», — считает Ребекка Бабин, старший трейдер на рынке энергоносителей в CIBC Private Wealth Group.


По оценкам FGE, «Лукойл» и «Роснефть» в совокупности экспортируют более 800 тыс. баррелей нефтепродуктов в день. Морская торговля нефтепродуктами — по данным крупнейшего в мире судоходного брокера Clarkson Research Services Ltd. — достигает 22 млн баррелей в день.

Любой крупный сбой приведет к серьезному шоку на мировых рынках топлива, хотя пока до конца неясно, сколько на самом деле баррелей исчезнет с рынка. Россия уже доказала, что умеет разбираться с санкциями. Кроме того не понятно, что будет с НПЗ, которые связаны с «Лукойлом», но находятся за пределами России, включая болгарский завод, а также заводы на территории Нидерландов и Румынии.

Плюс надо учесть европейские ограничения, которые вступают в силу 21 января и запрещают импорт нефтепродуктов, сделанных из российской нефти. Как они повлияют на поставки дизеля в Европу из Индии и Турции, пока не понятно. Но обе страны активно покупают нефть в России.


«Санкции против „Роснефти“ и „Лукойла“ в комплекте с новым пакетом санкций ЕС, усиливают давление на Россию», — отмечает Кэролин Киссэн, заместитель декана Центра глобальных дел Нью‑Йоркского университета. «Украина же усиливает атаки на российскую инфраструктуру — это прямой удар по рынку нефтепродуктов».


Подготовлено Profinance.ru по материалам Bloomberg

MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram 

По теме: 

МЭА пересмотрело прогноз: нефть останется ключевым топливом до середины века