Статуя Сатоши Накамото. Источник: Wall Street Journal
В начале месяца председатель Cantor Fitzgerald Брэндон Латник, завершая первый день криптоконференции, организованной его фирмой в Майами, провел церемонию «раскрытия личности» Сатоши Накамото. На самом деле, это была статуя таинственного создателя биткоина.
Более 200 банкиров и инвесторов собрались в отеле Ritz-Carlton, чтобы увидеть произведение искусства, выполненное в виде кода из фильма «Матрица». Гости делали селфи. Майкл Сэйлор одобрительно наблюдал со стороны. Струнный ансамбль играл «New York, New York». И хотя статуя сидела, скрестив ноги, с ноутбуком на коленях, надпись на табличке под ней гласила: «Всегда стоим за свободу».
К тому дню биткоин уже просел на 19% по сравнению с октябрьским пиком. Вскоре он упал еще ниже, растеряв весь свой годовой рост и спровоцировав потерю триллиона долларов на всем рынке цифровых валют.
На этой неделе турбулентность только усилилась: биткоин потерял более 10% и свыше $10 000 в цене. По данным CoinGlass, за сутки до утра пятницы было ликвидировано криптовалютных сделок с плечом на сумму более $2 млрд, что опустило курс биткоина ниже $81 000. Теперь крупнейшая криптовалюта рискует показать худший месяц с июня 2022 года, когда крах криптокредитора Celsius Network погрузил рынок в так называемую «криптозиму».
Некоторые трейдеры считают, что это падение биткоина могло спровоцировать распродажи и на традиционных рынках, которые на этой неделе также пошли вниз.
«В каждом моем групповом чате все хотят знать, кто прогорел», — говорит Ник Картер, партнер-основатель Castle Island Ventures. «Сейчас в этом невозможно разобраться. Царит общее уныние, и нет конкретного катализатора, который бы все объяснил».
Золотой век, который не наступил
А ведь это должен был быть год криптовалют. Сложился идеальный шторм: Белый дом, симпатизирующий крипте, признание со стороны Уолл-стрит и лояльное законодательство, которое должно было положить конец десятилетию враждебного регулирования.
В каком-то смысле это сработало. Границы между традиционными финансами и миром криптовалют, казалось, начали стираться. Портфельные менеджеры теперь моделируют денежные потоки на основе доходности стейблкоинов. BlackRock, Fidelity и многие другие скупали биткоины для своих ETF. Банки, такие как Bank of New York Mellon и JPMorgan Chase, захотели размещать средства на блокчейне, а компании из мира цифровых токенов, вроде Ripple, пытались стать банками.
«Шлюзы открываются каждый день, — говорил сын президента Трампа, Эрик Трамп, сооснователь двух криптокомпаний. — Эта плотина дает трещину. Две сферы сливались в одну, и я думаю, это очень здорово.
Все это помогло сделать торговлю биткоином менее волатильной, чем раньше. «Как только в игру вступают институциональные инвесторы, актив начинает торговаться как институциональный», — объясняет Кори Клиппстен, генеральный директор биткоин-биржи Swan Bitcoin.
Как сообщал Journal, криптоимперия семьи Трамп разрослась до миллиардов. Ежегодная биткоин-конференция, когда-то бывшая пристанищем для либертарианских нонконформистов, окончательно окрасилась в цвета MAGA. Майкл Сэйлор, чья компания Strategy делала рискованные ставки на криптоактивы, лоббировал интересы отрасли у вице-президента Джей Ди Вэнса в Лас-Вегасе.
И пока критики указывали на конфликт интересов, лидеры индустрии воспринимали это как зеленый свет. «Аргумент о конфликте интересов — это то, что, естественно, будет использовать противоположная сторона. Я бы сказал, что это, наоборот, плюс», — заявил в недавнем интервью давний криптопредприниматель Брок Пирс. «Я хочу, чтобы мои лидеры действительно понимали, о чем говорят, и имели опыт создания чего-то реального».
От Уолл-стрит до Дикого Запада
Однако заоблачные ожидания золотого века разбились о реальность. Несмотря на благословение банков и чиновников, происхождение криптовалют как актива, бросающего вызов системе и рожденного из недоверия к институтам после кризиса 2008-2009 годов, оказалось трудно перечеркнуть.
«Когда Трампа избрали, мы думали: „Наконец-то мы получим всех институционалов, одобрение ETF и все те заголовки в прессе, о которых мечтали“», — говорит Сантьяго Роэль Сантос, давний криптоинвестор и глава Inversion. «Но рынок просто не отреагировал так, как мы ожидали».
Вместо этого крипта продолжает бороться со своей репутацией безумного, сквернословящего младшего брата Уолл-стрит — слишком волатильного, чтобы ему доверять, и слишком увлекательного, чтобы отвернуться. Джейми Даймон, вечный рупор традиционных финансов, клеймил индустрию как мошенничество, схему Понци и коллекцию «камней-питомцев». Многочисленные попытки "
стать легитимными" заканчивались предсказуемо (вспомним Сэма Бэнкмана-Фрида).
Этот год добавил новые главы в сагу о Диком Западе. На сайтах вроде Pump. fun рождались мемкоины, где и откровенный трэш, и полная безвкусица становились пищей для спекуляций. Одного инвестора, по слухам, похитили в Вест-Виллидж. Другой лишился пальцев во Франции.
В течение лета трейдеры наращивали позиции с кредитным плечом, но оказались не готовы к рискам из реальной экономики. 10 октября неожиданное объявление Трампа о пошлинах против Китая вызвало распродажу, которая заставила биржи ликвидировать сделки на сумму более 19 миллиардов долларов. Ударные волны от этого краха продолжают толкать цены на биткоин вниз.
Пузырь лопнул, но вечеринка продолжается
Недавнее падение биткоина увлекло за собой акции так называемых «крипто-казначейств» — компаний, которые продают акции или долговые бумаги для покупки токенов. Рыночная капитализация Strategy, пионера этой бизнес-модели, сократилась более чем вдвое — с пика в 128 миллиардов долларов в июле до примерно 50 миллиардов.
Распродажа также испортила отношение к крипто-ETF. По данным JPMorgan, в ноябре инвесторы вывели из биткоин- и эфир-ETF от таких гигантов, как BlackRock и Fidelity Investments, около 4 миллиардов долларов.
«По правде говоря, этот похмельный тренд начался несколько месяцев назад», — отметил в своей записке Томас Перфумо, глобальный экономист криптобиржи Kraken.
Несмотря на внезапный спад, некоторые в криптоиндустрии не видят причин сбавлять обороты. Платежная компания MoonPay устроила закрытый ужин в приватной комнате шикарного ресторана Torrisi в Сохо, чтобы отпраздновать партнерство с Dorsia, приложением для бронирования столиков.Когда биткоин упал до $86 000 — самого низкого уровня с мая — президент MoonPay Кит Гроссман находился в кабинете врача на Манхэттене, где ему диагностировали камни в почках.
«Меня больше расстроила ситуация с камнями в почках, чем крипторынки, — сказал Гроссман. — Крипта убивает нервы. Если ты достаточно долго в этой сфере, подобные вещи тебя уже не трогают».
Подготовлено Profinance.ru по материалам Wall Street Journal
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
