Согласно данным системы отслеживания танкеров, поставки российского мазута в Сингапур в 2025 году достигли рекордного уровня, несмотря на ужесточение западных санкций в отношении морской торговли энергоносителями. Это событие подчёркивает устойчивость российских цепочек поставок и может свидетельствовать о стабильной доступности более дешёвого сырья для региональных операций по смешиванию мазута.
По данным S&P Global Commodities at Sea (CAS), по состоянию на 3 декабря этого года в Сингапуре было отгружено около 5,5 млн тонн российского мазута, что более чем на 40% превышает показатель за аналогичный период 2024 года.
Это самый высокий годовой объем с тех пор, как CAS начала отслеживать данные в 2016 году, без учета «неотслеживаемых» грузов, для которых пробелы в сигналах автоматической идентификационной системы (АИС) или проблемы с близостью не позволили подтвердить выгрузку на терминале.
Для сравнения, официальные данные по импорту в Сингапур от Enterprise Singapore указывают на то, что импорт российского печного топлива за тот же период составил около 3,7 млн тонн, что означает разницу примерно в 1,8 млн тонн между правительственными данными и отслеживаемыми CAS разгрузками судов.
Риск несоответствия
Сингапур вошел в тройку крупнейших импортеров тяжелых дистиллятов из России, отгруженных в 2025 году, во многом благодаря теневым операциям флота к востоку от полуостровной Малайзии.
По словам юриста по морскому праву из Сингапура, хотя участники рынка отмечают, что российский мазут не является «незаконным», работа с ним сопряжена с высоким риском несоблюдения требований ЕС о предельном уровне цен.
По словам торгового аналитика, трейдеры обычно избегают российской морской продукции из-за риска санкций, но они все равно могут ее покупать, когда это оправдано экономическими соображениями.

Источник: S&P Global
Самым загруженным месяцем 2025 года стал май: скорректированные поставки достигли 773 000 тонн, что является самым высоким месячным показателем с марта 2019 года.
Отгрузки были сосредоточены на универсальном терминале порта Джуронг (JPUT), на долю которого пришлось 3 млн метрических тонн, или более 50% от общего объема наблюдаемых сбросов по состоянию на 3 декабря.
«JPUT применяет строгий процесс комплексной проверки, включая проверку на соответствие требованиям санкций. Если какие-либо заявленные суда и/или грузы окажутся под санкциями, JPUT не разрешит таким судам швартоваться и/или выгружать грузы», — заявил отдел по соблюдению требований JPUT.
Российские морские нефтепродукты регулируются системой ценовых ограничений G7-ЕС, которая разрешает доставку, страхование и другие морские услуги только в том случае, если груз приобретается по установленной максимальной цене или ниже.
Согласно рекомендациям ЕС, предельная цена на российский мазут установлена на уровне 45 долл. США/барр., что эквивалентно примерно 301,50 долл. США/т.
По оценкам S&P Global Energy, цены на бункерное топливо в Сингапуре в 2025 году оставались выше 400 долларов за тонну. Цена на высокосернистый мазут FOB Сингапур 380 CST в среднем составляла 421 доллар за тонну по состоянию на 3 декабря с начала года, в то время как цена на высокосернистый мазут FOB Сингапур 180 CST составляла 427,8 доллара за тонну.
Санкции США в отношении российских нефтяных компаний «Лукойл» и «Роснефть» вступили в силу 21 ноября, включая полный запрет на сделки и возможные вторичные санкции в отношении их торговых партнёров. До заявления США 22 октября обе компании экспортировали 290 000 баррелей топочного мазута в сутки в 2025 году, согласно данным S&P Global Energy CERA.
Дополнительные санкции увеличивают риски при работе с российским мазутом, что может привести к ограничению поставок из России.
Однако торговля может продолжаться, если европейские и американские власти не будут строго соблюдать санкции.
«Риски исходят от мер принудительного характера, принимаемых в США и ЕС, и если вы не подвержены влиянию этих юрисдикций, то вы фактически защищены», - заявил один из юристов на условиях конфиденциальности.
Участники рынка заявили, что расхождение между официальным импортом и отслеживаемыми судами может быть обусловлено различиями в определениях продуктов и процедурах подачи заявок, поскольку покупатели пытаются избежать санкций, особенно в свете перевалок, осуществляемых в районе якорных стоянок Сингапура и близлежащих вод.
«Операции по смешиванию бункерного топлива на судне, которые являются обычной практикой для соблюдения спецификаций бункерного топлива, еще больше усложняют ситуацию», — отметил аналитик CAS Бенджамин Танг.
По состоянию на 3 декабря объём поставок российского мазута в ненаблюдаемые воды Сингапура составил 698 000 тонн. Тан отметил, что такие разгрузки в порту Сингапура не ограничиваются только российским происхождением. Общий объём ненаблюдаемых поставок в порту остался стабильным по сравнению с двумя предыдущими годами.
Аналитики CAS заявили, что их данные основаны на отслеживании судов с помощью обнаружения AIS, дополненном данными третьих сторон, алгоритмами и оценками аналитиков, которые отличаются от официальных заявлений таможни.
Общий объем разгрузки мазута в порту Сингапура в 2025 году в целом соответствует показателям предыдущих лет.
По состоянию на 3 декабря общий объем отгрузок мазута и остатков в Сингапуре составил 31,6 млн метрических тонн по сравнению с 33,5 млн метрических тонн за весь 2024 год и 32 млн метрических тонн за весь 2023 год.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам S&P Global.
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Импорт мазута в Китай в июле достиг семимесячного максимума
Саудовская Аравия стала крупнейшим покупателем российского мазута в июне