Профицит текущего счёта платёжного баланса Германии не представляет угрозы для мировой экономики, как я уже объяснял в течение последних двух дней.
С точки зрения краткосрочной кейнсианской поддержки совокупного спроса, переход к профициту в 2010–2012 годах, когда мир только-только начал восстанавливаться после рецессии, а еврозона вновь впадала в рецессию, был бесполезен. Однако нынешний профицит не вызывает дефляционного давления.
© Reuters
Это может привести к тому, что Германия будет предъявлять необоснованные претензии остальному миру, но существуют политические меры, которые помогут справиться с этой проблемой.
Есть ещё одна причина, по которой низкий уровень внутренних расходов в Германии в процентном отношении к объёму производства должен быть исправлен с помощью другой экономической политики: это плохо для самой Германии.
Политика, направленная на стимулирование внутреннего спроса, должна принести как минимум две положительные стороны. Такая политика может принимать форму фискального стимулирования или, что больше соответствует предпочтениям немецких политиков, мер, которые побудили бы частный сектор тратить больше — в частности, корпорации, на долю которых приходится большая часть увеличения национальных сбережений после кризиса. В любом случае основной целью должно быть стимулирование инвестиций.
Увеличение инвестиций, как государственных, так и частных, само по себе было бы полезным. Недостаток инвестиций — серьёзная экономическая проблема в Германии. Чистые государственные инвестиции — с учётом амортизации существующего основного капитала — в течение многих лет были около нуля. Частные инвестиции восстановились, но остаются значительно ниже докризисного уровня. В быстро стареющем обществе необходимо ускорить рост производительности труда, поскольку соотношение работающих и неработающих будет только ухудшаться. А производительность труда отчасти достигается за счёт увеличения объёма капитала.
Второе преимущество заключается в том, что заработная плата, скорее всего, вырастет в ответ на увеличение инвестиций — в краткосрочной перспективе, потому что рост совокупного спроса приведёт к увеличению спроса на рабочую силу и более высоким требованиям к заработной плате; в долгосрочной перспективе, потому что повысится производительность труда. Это поможет решить ещё одну серьёзную экономическую проблему: стагнацию заработной платы — а в некоторых случаях и её снижение — в Германии после реформ на рынке труда в начале 2000-х годов.
Как отмечает Кристиан Одендаль в новом аналитическом обзоре (также резюмированном Мэтью Кляйном), ошибочно рассматривать эти реформы как пример для подражания. Возможно, они увеличили количество работающих людей, но новые рабочие места часто являются неполными и нестабильными (общее количество рабочих часов почти не увеличилось), неравенство в оплате труда значительно возросло, а в Германии одна из самых высоких долей низкооплачиваемых работников в Европе. То, что американские экономисты иногда называют «экономикой высокого давления» — когда они склоняются к чрезмерной стимуляции совокупного спроса, — может помочь улучшить их положение.
Главный аргумент против увеличения внутреннего спроса в Германии заключается в том, что страна полностью использует свои ресурсы, и это просто приведёт к росту инфляции. Но это слишком поспешное заключение.
Во-первых, Германия является достаточно крупной частью еврозоны, и усиление инфляционного давления там изменило бы политику Европейского центрального банка, так что повышение процентных ставок произошло бы раньше. Многие немецкие вкладчики или их самопровозглашённые представители часто утверждают, что хотят этого, но если вы хотите результата, вы должны хотеть и средств.
Во-вторых, даже в Германии инфляция упорно держится на низком уровне. Международный валютный фонд подчёркивает, что базовый показатель, который лучше всего отражает устойчивое ценовое давление, остаётся на прежнем уровне в 1,1%. Это говорит о том, что, как и во многих других странах, низкий уровень безработицы может скрывать избыток рабочей силы в экономике. Большая доля частичной занятости в Германии говорит о неиспользованных возможностях для повышения экономической активности. То же самое можно сказать о низкой доле пожилых немцев в составе рабочей силы.
Но даже если Германия действительно работает на полную мощность, это не аргумент против увеличения государственных и частных инвестиций. Это просто означает, что больше внутренних ресурсов будет привлечено в инвестиционную деятельность и не будет использовано для других целей. Это может быть общественное потребление, частное потребление или (что менее вероятно) экспорт. Теперь, если производство для потребления было перенаправлено на инвестиции, удар по потреблению, вероятно, был бы частично компенсирован увеличением импорта.
В любом случае, результатом может стать сокращение профицита счёта текущих операций. Реакцию торговых партнёров предсказать сложнее, и не стоит придавать слишком большое значение каким-либо прогнозам. Но если счёт текущих операций изменится, это произойдёт просто как уравновешивающий фактор — как с экономической, так и с политической точки зрения это будет непреднамеренным следствием перераспределения внутренних расходов, к которому Германия должна стремиться ради самой себя. И это правильно.
Мартин Сандбу
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Акции европейских оборонных компаний подскочили на фоне опасений по поводу вывода войск США
Финансовые аналитики приветствуют инициативы по увеличению расходов на оборону Европы