Европейские премии на нефтепродукты относително цен на нефть Brent достигли 15-месячного максимума ($/баррель). Источник: The Financial Times
Война между Ираном и Израилем взвинтила европейские цены на дизель и авиатопливо до максимальных значений за последние 15 месяцев. Трейдеры опасаются, что война на Ближнем Востоке приведет к перебоям в поставках.
Премии за дизель достигли 15-месячного максимума, подчеркивая зависимость региона от нефтепродуктов из Залива. Согласно рыночным данным Argus, с момента обострения военных действий в прошлую пятницу премия дизеля над сырой нефтью выросла на 60%, а авиатопливо подорожало на 45%.
Ралли отражает опасения, что прекращение поставок из Персидского залива — ключевого источника этих видов топлива для Европы — может серьезно ужесточить предложение накануне пикового летнего туристического сезона.
Нефтепродукты дорожают быстрее нефти
Нефть Brent, международный эталон, подорожала примерно на 9% до чуть менее $77 за баррель за тот же период, однако аналитики говорят, что мировой нефтяной рынок остается хорошо обеспеченным, а Израиль пока избегал ударов по иранской нефтеэкспортной инфраструктуре.
Более резкий рост цен на нефтепродукты подчеркивает зависимость Европы от ближневосточного импорта. «Это один из самых драматичных недельных скачков», — сказал Джордж Махер-Боннетт из агентства ценовой отчетности Argus.
Он предупредил, что любые проблемы в Ормузском проливе особенно повлияют на поставки дизеля в Европу, поскольку это главное узкое место для экспорта нефти, газа и нефтепродуктов из Персидского залива
Критическая зависимость от поставок из Залива
В прошлом году из стран Персидского залива, особенно из Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЭ, поступило более 20% всего импортируемого дорожного дизеля в ЕС, Великобританию и Норвегию.
Залив также отвечал за более половины европейского импорта авиатоплива — примерно 13 млн тонн, согласно данным компании Kpler. Другие страны, продающие эти два вида топлива в Европу, включают США, Индию и Турцию. Великобритания особенно уязвима. В прошлом году она импортировала около трети своего дизеля и две трети авиатоплива.
В четверг на минувшей неделе авиатопливо торговалось с премией почти $27 за баррель к Brent, а дизель стоил почти на $29 за баррель дороже Brent. Махер-Боннетт сказал, что потребуется несколько недель, прежде чем потребители и авиакомпании почувствуют высокие цены, поскольку многие компании имеют стратегии хеджирования.
Маржа бензина в Европе снизилась из-за вялого спроса как внутри страны, так и на ключевых экспортных рынках, таких как США, Канада и Нигерия. Важную роль сыграло открытие НПЗ Dangote в Нигерии, которая раньше была вторым по величине рынком для европейского экспорта бензина. «Мы видели, как уровни экспорта в Нигерию сократились вдвое», — сказал Махер-Боннетт.
Подготовлено Profinance.ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме: