Куда Китай экспортирует автомобили. Источник: Bloomberg
В конце 2024 года Россия начала повышать «утилизационный сбор» на импортные автомобили, в результате чего цена на легковые автомобили с двигателями объемом один-два литра выросла более чем на $8000. В то же время высокие процентные ставки ударили по потребителям, что привело к сокращению продаж автомобилей в России на 27% в первом полугодии. Импорт китайских автомобилей за тот же период рухнул на 62%.
Крах российского рынка усилил давление на китайских производителей, заставляя их наращивать экспорт в другие страны, пока внутри страны они борются с ценовой войной и избыточными мощностями. Но это также может спровоцировать усиление торгового протекционизма; несколько регионов уже ввели пошлины, чтобы замедлить натиск китайского автопрома.
Европейский союз в 2024 году ввел дополнительную импортную пошлину до 35% на китайские электромобили, сославшись на недобросовестную конкуренцию из-за получения производителями государственных субсидий; в США и Канаде действует 100%-ная пошлина. Мексика, которая с этого года обогнала Россию по количеству импортируемых китайских автомобилей, теперь также рассматривает возможность повышения пошлин на китайские товары, включая автомобили. Это попытка удовлетворить требования президента США Дональда Трампа в ходе переговоров по торговому соглашению между двумя странами.
«Общая рыночная доля китайских брендов в России приблизилась к своему верхнему пределу в 50-60%, и будущий рост может быть ограничен местной политикой и емкостью рынка, — говорит Розали Чен, старший аналитик исследовательской фирмы Third Bridge. — Кроме того, на фоне ожиданий возможного окончания российско-украинского конфликта западные автопроизводители постараются вернуться на российский рынок, что может замедлить рост китайских продаж».
Спрос со стороны России помог Китаю стать крупнейшим в мире экспортером автомобилей в 2023 году. По данным китайской таможни, в прошлом году почти пятая часть всех поставок автомобилей из Китая за рубеж пришлась на соседа. Сокращение российского рынка уже сказывается на трех самых популярных там китайских автомобильных брендах.
Экспорт Geely Automobile Holdings Ltd. за первые восемь месяцев этого года сократился на 8%, в то время как у Great Wall Motor Co. он остался практически на прежнем уровне. Крупнейший китайский автоэкспортер, Chery Automobile Co., за тот же период увеличил свои зарубежные поставки на 11%, но это ниже 25%-ного роста в прошлом году.
Признаком острой конкуренции со стороны отечественных соперников является то, что китайский продавец автомобилей № 1, BYD Co., не имеющий официального присутствия в России, более чем удвоил свои зарубежные продажи и наступает на пятки Chery в борьбе за экспортную корону.
Руководители Geely заявили, что разочаровывающие экспортные показатели стали одним из немногих пятен на фоне в остальном блестящего первого полугодия, и пообещали, что автопроизводитель будет усерднее работать над диверсификацией своих зарубежных рынков. Бренды Geely планируют выйти на рынки Бразилии, Южной Африки, Италии, и компания заявила, что будет расширять свою международную сеть продаж и дистрибуции.
Пол Гун, руководитель отдела исследований автомобильного рынка Китая в UBS Group AG, отметил, что экономические циклы, происходящие в разных странах, — это то, что китайские, да и любые другие, автопроизводители контролировать не могут. Он указал на 2015 год, когда падение российского рубля и признаки ослабления экономического роста в Китае вызвали цепную реакцию, которая привела к обесцениванию валют в Малайзии, Индонезии, Бразилии и других развивающихся рынках.
«Что они могут сделать, так это использовать существующие бизнес-возможности», — сказал Гун. Ближний Восток и Латинская Америка — две области, которые в настоящее время демонстрируют многообещающий рост для китайских экспортеров, например, сказал он. «Если в определенных регионах возможностей мало, то автопроизводители должны активно искать альтернативы».
Подготовлено Profinance.ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Сталепроизводители Евросоюза требуют пошлины на дешевый импорт чтобы предотвратить крах отрасли