Центральный банк Российской Федерации выступил с предложением уточнить правила недискриминационного доступа к маркетплейсам. Глава Банка России Эльвира Набиуллина подчеркнула, что необходимо запретить установление различных цен в зависимости от способа оплаты.
Ранее правительство, ЦБ и участники рынка неоднократно обсуждали программы лояльности маркетплейсов, которые предоставляют клиентам скидки при оплате картами дочерних кредитных организаций банков. Банки выражают недовольство этим подходом, указывая на недобросовестную конкуренцию.
«Мы, действительно, постоянно обсуждаем этот вопрос, встречаемся с банками, с маркетплейсами, по отдельности, вместе, слушаем аргументы. И о чем это говорит? То, что выглядит на поверхности, ну и не только на поверхности как конфликт маркетплейсов и банков, - это отражение изменения характера конкуренции, причем такое - системное, в условиях платформенной экономики. Мы все привыкли говорить, что платформенная экономика — это не только маркетплейсы, но и сами банки, которые продают на своей платформе нефинансовые продукты. И встает вопрос о том, какая конкуренция справедливая. Потому что все согласны — и маркетплейсы, и банки, — что должна быть конкуренция, но должна быть справедливая. Вот что такое добросовестная, справедливая конкуренция в условиях появления платформенной экономики, мы вместе с правительствами, с участниками рынка обсуждаем, потому что там, действительно, очень много деталей», — заявила Набиуллина на форуме «Фокус на клиента».
«Но вот в чем, наверное, у меня позиция даже как-то более однозначно определилась: я считаю, что нельзя использовать разную цену, цена не должна быть разной в зависимости от того, какой способ оплаты выбирается. Почему? Потому что цена продукта или услуги - это то, что определяет по многому выбор человека. Если идет манипуляция ценой с помощью каких-то способов оплаты, здесь очень тяжело отследить, чтобы не было злоупотреблений и так далее», — добавила она.
Глава Банка России заявила о необходимости конкретизировать некоторые правила недискриминационного доступа на маркетплейсы.
«Я думаю, что надо начать как раз с запретов некоторых таких практик, которые явно нарушают эту конкурентную среду, в том числе нельзя использовать, например, различные цены в зависимости от того, какое средство платежа используется. Мне кажется, это уже одну часть проблемы уберет, но думаю, что и с развитием платформенной экономики таких вопросов будет вставать больше и больше. Это не значит, что мы сейчас можем отрегулировать как-то однозначно, надолго. Нам придется идти шаг за шагом и создавать условия для добросовестной конкуренции между разными участниками», — сказала Набиуллина.
Участвовавший в дискуссии глава Сбербанка Герман Греф заявил, что маркетплейсы Ozon и Wildberries достаточно большие компании, чтобы продолжать использовать практику дифференциации цен по средству платежа. «Я бы на их месте просто сам убрал. Честно сказать, стыдно такими практиками заниматься», — сказал Греф.
Проблема неравных условий конкуренции между финтехами и классическими банками уходит корнями в налоговый арбитраж, считает глава Сбербанка Герман Греф.
"Маркетплейсы еще пока в нашей стране не отрегулированы. Мне кажется, нужно сейчас сосредоточиться на том, чтобы их поместить в нормальное конкурентное пространство. Это та задача, которая стоит перед государством. Потому что сегодня они вне конкуренции, и в первую очередь налоговой конкуренции", - сообщил Греф на конференции "Фокус на клиента", организованной Банком России.
По его мнению, маркетплейсы работали в убыток за государственный счет.
"По нашим подсчетам, маркетплейсы в этом году недоплатили налогов на 1,5 трлн рублей. То есть скидки все, которые они дают, это за наш с вами счет. И мне нисколько не жалко физическую сеть, но мне неприятно, когда маркетплейсы забирают неправомерно долю на рынке у физических сетей за счет нерыночных условий конкуренции, созданных со стороны государства. И вот это должно быть прекращено", - подчеркнул глава Сбербанка.
Он считает, что маркетплейсы должны показать эффективность в условиях конкуренции. Тогда, по его словам, у них уже не будет таких прибылей, они не смогут резко повышать цены, как начинает сейчас происходить.
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Набиуллина признала, что банки «перегнули палку» при блокировке счетов россиян
Набиуллина о снижении ставки, инфляции, цифровом рубле и НСПК