Добыча нефти и газового конденсата в Казахстане сократилась на 6% в первые два дня декабря, как сообщил в четверг отраслевой источник, после атаки украинского беспилотника на черноморский терминал Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).

Сотрудник управляет буровой установкой на нефтяном месторождении Айранколь, разрабатываемом компанией «Каспий нефть» в Атырауской области, Казахстан, 1 апреля 2025 г. REUTERS/Павел Михеев
КТК, через который транспортируется более 80% казахстанской нефти и обслуживающий более 1% мировых поставок, остановил работу в субботу из-за повреждения причала на терминале около российского порта Новороссийск.
После этого поставки возобновились с использованием одного выносного причального устройства (ВПУ) вместо обычных двух. Третий блок, который находится на ремонте с начала года, был задействован в качестве резерва.
Согласно источнику и расчётам Reuters, добыча нефти и газового конденсата в Казахстане за первые два дня декабря снизилась до 1,9 млн баррелей в сутки по сравнению с ноябрьским средним показателем.
Министерство энергетики Казахстана не предоставило комментарий.
Снижение добычи нефти является следствием атаки беспилотников на КТК, что затронуло Казахстан, участника ОПЕК+, который в прошлом году экспортировал около 68,6 млн тонн нефти и занимает 12-е место в мире по этому показателю.
Один из причалов КТК работает в штатном режиме, заявил министр
Трубопровод КТК протяжённостью 1500 км транспортирует нефть с месторождений Тенгиз, Карачаганак и Кашаган в Казахстане на терминал Южная Озереевка в Новороссийске. Основные поставки идут из Казахстана, но компания также получает нефть от российских производителей.
Заместитель министра энергетики Казахстана Ерлан Акбаров сообщил в четверг, что один из причалов КТК на черноморском терминале функционирует в полном объёме и никаких ограничений на транспортировку нефти нет.
Пять отраслевых источников сообщили Reuters в среду, что в декабре Казахстан переориентирует больше нефти на трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) из-за сокращения пропускной способности КТК.
Казахстанские компании также поставляют нефть в российские порты Новороссийск и Усть-Луга под брендом KEBCO и в Германию через трубопровод «Дружба». Однако эти маршруты предлагают меньшую маржу и зависят от пропускной способности российской компании «Транснефть».
Возможности перенаправления нефти из Казахстана, не имеющего выхода к морю, ограничены, так как российская трубопроводная система перегружена из-за атак беспилотников на НПЗ и экспортные объекты.
Другой отраслевой источник оценил потерю пропускной способности КТК при использовании только одного ВПУ в 900 000 тонн в неделю.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Thomson Reuters
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Страхование от военных действий в Черном море взлетело на 250% после украинских атак
Украинская атака нефтяных танкеров в Черном море повысила страховые тарифы