
S&P500 показал самый резкий разворот со времен пандемии. Источник: Bloomberg
Начав день снижением, индекс S&P500 взлетел почти на 10%, а индекс Nasdaq Composite подскочил максимально с 2001 года. Краткосрочные казначейские облигации упали, поскольку инвесторы сократили ставки на снижение процентных ставок, а доллар вырос по отношению к защитным валютам, таким как японская иена и швейцарский франк.
Рынки попали в турбулентность
Волатильность на рынках была беспрецедентной. Индекс VIX — известный как индикатор страха Уолл-стрит — упал максимально за всю историю наблюдений, а казначейские облигации никогда не колебались так сильно: доходность 2-летних и 30-летних облигаций менялась более чем на 0,3% в понедельник и среду. Такие экстремальные движения двух инструментов одновременно не наблюдались с начала ведения статистики в 1998 году.
Внезапный разворот цен на активы, который отмечался в торговле от Токио до Лондона и особенно в Нью-Йорке в течение каждой из последних четырех торговых сессий, был снова срежиссирован Трампом, который вскоре после полудня внезапно объявил о 90-дневной паузе карательных тарифов, введенных им против десятков стран.
До этого жестокие распродажи привели к потере более $10 трлн на мировых фондовых рынках и создали напряжение на облигационных рынках по всему развитому миру, от США до Великобритании и Австралии, где доходность резко выросла, поскольку инвесторы лихорадочно избавлялись от государственных облигаций. Эти движения — а затем быстрый разворот в среду — по масштабам не уступали кризисным, таким как в начале пандемии в 2020 году или во время потрясений, возникших при падении Bear Stearns или Lehman Brothers из-за краха рынка недвижимости в США.
Однако в данном случае катализатором оказались непредсказуемые действия президента США, который пытается в одиночку переписать правила мировой торговли. Инвесторы запаниковали, и не удивительно, ведь для того, чтобы убить ралли облегчения достаточно одного поста в соцсетях.
«Все сошло с ума», — сказал Томас Торнтон, основатель Hedge Fund Telemetry.
Что происходит с тарифами
Последние движения завершают неделю потрясений, которая началась, когда Трамп шокировал мир, объявив, что вводит самые высокие тарифы более чем за столетие. Он уверен, что это вернет производственные рабочие места, которые переместились за границу в течение последних нескольких десятилетий.
Но есть и другие последствия: тарифы угрожают перевернуть мировую экономику, разрушив цепочки поставок, сократив трансграничную торговлю и нанеся еще один инфляционный шок американским потребителям, для которых импортная продукция станет дороже. Экономисты и стратеги Уолл-стрит быстро ухудшили свои прогнозы для акций и подняли тревогу о возможной рецессии.
Пауза, о которой объявил Трамп, не устранила эти риски, а его хаотичные решения только затруднили планирование для бизнеса и посеяли тревогу среди американских потребителей. Кроме того, временно отменив тарифы для многих стран, он повысил их до 125% для Китая, который остается второй по величине экономикой мира.
Инвесторы, конечно, обрадовались временному перемирию, но противостояние с Китаем не дает им возможности полностью вздохнуть с облегчением.
«Я продаю на этом отскоке», — сказал Майкл Первес, основатель и генеральный директор Tallbacken Capital Advisors. «Такая двусторонняя волатильность огромна, но она не редкость на медвежьих рынках и не является признаком дна рынка».
Как реагируют инвесторы
Президент и официальные лица администрации изначально отмахнулись от реакции фондового рынка, рухнувшего на прошлой неделе. Это встревожило инвесторов, которые рассчитывали на так называемый «пут Трампа» — убеждение, что потери такого масштаба заставят его изменить курс. Президент даже репостнул видео из TikTok, где говорилось, что он намеренно снижает цены на акции, чтобы процентные ставки тоже снизились, облегчив жизнь потребителям.
Но на этой неделе, когда потери на финансовых рынках по всему миру увеличились, начало происходить обратное: инвесторы сбрасывали казначейские и другие государственные облигации, что привело к самому большому росту доходности 30-летних облигаций США с начала пандемии. Мировой экономике грозил еще один мощнейший шок из-за роста стоимости всех видов кредитов.
Скорость и масштаб распродажи облигаций породили предположения, что ключевые зарубежные инвесторы — например, Китай — могут продавать казначейские облигации в качестве ответных мер, и что рынки рискуют остановиться, поскольку инвесторы, пострадавшие от недавних потрясений, бросились к выходу. Широко обсуждалось, что Федеральной резервной системе потребуется стабилизировать рынок.
Когда фондовый рынок стабилизировался в среду, Трамп высказался, заявив, что это «ОТЛИЧНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ПОКУПКИ!!!», что, по-видимому, было его самым сильным признаком беспокойства о крахе фондового рынка, вызванном его торговой войной, и, возможно, прелюдией к тому, что должно было произойти. Затем, чуть позже 13:00, когда Белый дом объявил, что он призывает к временной остановке многих тарифов, которые только что вступили в силу, волны эйфории вызвали еще один резкий разворот.
К моменту закрытия торгов индекс S&P 500 вырос, а Nasdaq Composite подскочил на 12%. Разворот на рынке облигаций был столь же значительным: 30-летние казначейские облигации выросли, стерев предыдущие потери и оставив доходность немного ниже за день. А цены двухлетних облигаций упали, что привело к росту доходности на 20 базисных пунктов до 3,92%.
«Мы живем от минуты к минуте», — сказал Эрик Дитон, президент и управляющий директор Wealth Alliance. «Там было много напуганных людей, пытающихся ухватиться за что-то позитивное», — сказал он. «Я не думаю, что это дно, об этом нельзя говорить, пока мы не увидим реально подписанные соглашения».
Подготовлено Profinance.ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Страх рецессии на рынках достиг 79% — JPMorgan
Мировые финансовые рынки пережили худший обвал со времен пандемии