Стоимость долгосрочных займов во Франции впервые со времен мирового финансового кризиса сравнялась со стоимостью займов в Италии. Обеспокоенные инвесторы в облигации поставили вторую по величине экономику ЕС в один ряд со страной, которая еще недавно была одним из самых проблемных заемщиков.
Доходность десятилетних государственных облигаций Франции за последний год выросла более чем на 3%. Это произошло из-за политической нестабильности и опасений по поводу состояния государственных финансов. В результате базовая стоимость заимствований во Франции стала всего на 0,14 процентного пункта ниже, чем в Италии. При этом доходность итальянских облигаций снизилась благодаря финансовой осмотрительности администрации Джорджии Мелони. Это привлекло инвесторов.

Разрыв между доходностью французских и итальянских облигаций сокращается. Доходность 10-летних облигаций (%). Италия. Франция. FT. Источник: LSEG
Конвергенция изменила представление о Франции как об одном из самых надёжных заёмщиков в регионе. Теперь она стоит в одном ряду с Италией, которая ранее считалась одним из самых рискованных заёмщиков с огромным государственным долгом, составляющим около 140% ВВП.
«Спред» между доходностью итальянских и французских облигаций во время долгового кризиса в еврозоне в 2010-х годах вырос более чем на 4 процентных пункта.
«Важно изменение уровня долга. Франция продолжает сталкиваться с большим бюджетным дефицитом и представляет собой ухудшающийся кредитный риск», — сказал Майк Ридделл, управляющий фондом Fidelity International. «Италия держит ситуацию под контролем и получает за это вознаграждение», — добавил он.
В последние недели некоторые краткосрочные французские долговые обязательства уже торговались на том же уровне, что и итальянские облигации.
В прошлом месяце премьер-министр Франции Франсуа Байру представил финансовый план на 2026 год, предусматривающий повышение налогов и сокращение расходов на 44 млрд евро. Он назвал это «моментом истины», который поможет избежать долгового кризиса, подобного тому, который пережила Греция в период до 2018 года.
Однако, не имея большинства в парламенте, Байру столкнётся с трудностями при принятии пакета мер. Оппозиция может его сместить. Его предшественник на посту премьер-министра Мишель Барнье был отстранён от должности из-за своего бюджетного плана в декабре прошлого года. В результате Франция оказалась в беспрецедентной ситуации, когда бюджет не принимался около месяца.
По данным Евростата, в прошлом году отношение государственного долга Франции к ВВП выросло до 113%. Ожидается, что к 2026 году этот показатель достигнет 118%. Рейтинговое агентство Moody’s понизило кредитный рейтинг страны в прошлом декабре. Конкуренты S&P Global и Fitch прогнозируют ухудшение ситуации.
«Ситуация невероятно запутанная, и кажется, что всё должно стать ещё хуже, прежде чем станет лучше», — сказала Эйприл Ларусс из фонда Insight Investment, управляющего активами с фиксированным доходом.
В Италии трёхпартийная правая коалиция Мелони обеспечила политическую стабильность, которая успокоила рынки облигаций. Это произошло после того, как она отказалась от противоречивой схемы «супербонусов», по которой домовладельцы получали 110% от стоимости ремонта энергоэффективных систем. Это обошлось государственному бюджету более чем в 200 млрд евро.

Бюджетные перспективы Франции ухудшатся, в то время как долг Италии стабилизируется. Соотношение долга к ВВП (%). FT. Источник: Евростат.
Джанкарло Джорджетти, министр финансов в правительстве Мелони, работает над сокращением бюджетного дефицита. В 2024 году он составил 4,3% от ВВП, а в следующем году ожидается его снижение до 2,8%. Это позволит Италии выйти из процедуры контроля за чрезмерным дефицитом бюджета.
Мелони неоднократно заявляла, что стабильное снижение разницы между доходностью итальянских и немецких государственных облигаций является одним из значительных достижений её правительства.
«Я никогда не рассматривала спреды как показатель реальной силы национальной экономики, но это своего рода оценка рынка», — сказала она недавно.
После победы на выборах в 2022 году спред вырос до 2,5 процентных пункта. С тех пор он снижается и сейчас составляет 0,8 процентных пункта — это самый низкий показатель со времён долгового кризиса в еврозоне, когда он превышал 5 процентных пунктов.
В отличие от Италии, которая придерживается жёсткой бюджетной политики, дефицит бюджета Франции в конце 2024 года вырос до 5,8% ВВП. Правительство надеется сократить его до 3% к концу 2029 года.
Дефицит увеличился после того, как Франция потратила значительные средства на поддержку компаний и потребителей во время пандемии и последовавшего за ней энергетического кризиса. Снижение налогов, направленное на стимулирование экономического роста, не дало достаточного эффекта.
«Из 3,4 трлн евро государственного долга более 1 трлн евро было накоплено с 2019 года», — заявил в интервью Пьер Московиси, глава Национального собрания Франции.
С улучшением перспектив для Италии и таких стран, как Греция, различия между европейской «периферией», состоящей из стран с более высоким уровнем задолженности и более высокой стоимостью заимствований, и «ядром» более стабильных стран-заёмщиков, в число которых входит Франция, стали менее заметными.
По словам стратега Barclays Рохана Ханны, в периферийных странах сейчас «политически спокойно», в то время как «весь политический шум и хаос переместился на основные рынки».
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Франция продвигает совместный долг для укрепления международной роли евро