
По большинству показателей, центральный банк США все еще не достигает своей цели по инфляции в 2%, и ни рыночные, ни бытовые инфляционные ожидания не демонстрируют особой уверенности в том, что он достигнет ее в ближайшее время. И это еще до учета повышения пошлин.
Тем временем дискуссии о рынке труда характеризуются скромными показателями увольнений и новых заявок на пособие по безработице, а также все еще низким уровнем безработицы, что, вероятно, отражает приостановку иммиграции и нехватку рабочей силы.
Если оставить в стороне интенсивное политическое давление, ни один из этих стандартных пунктов не говорит в пользу того, чтобы ФРС возобновила активное снижение процентных ставок — или даже смягчение политики вообще.
Но дилемма центрального банка о том, что делать дальше, возможно, лучше всего проявляется в контрасте между бумом искусственного интеллекта и тем, что все больше походит на больной рынок жилья.
Смягчение политики сейчас для поддержки последнего, скорее всего, приведет к перегреву инвестиций в технологии и убьет любой шанс ФРС достичь своей цели по инфляции. Однако удержание высоких ставок для управления последствиями ИИ-лихорадки может обернуться еще большими проблемами для жилищного сектора, на долю которого приходится более 10% ВВП.
Суровая правда о жилье
Индикатор настроений американских застройщиков в этом месяце упал до самого низкого уровня более чем за два с половиной года: более трети строительных компаний снижают цены, а две трети предлагают те или иные стимулы для привлечения покупателей, напуганных все еще высокими ставками по ипотеке. Запасы нового жилья близки к уровням, последний раз наблюдавшимся в конце 2007 года.
Несмотря на то, что количество начатых строек в июле выросло, общее число выданных разрешений на строительство — индикатор будущей активности — упало на 2,8% до пятилетнего минимума.
Одна из главных проблем коренится в инертности домовладельцев из-за предыдущего периода сверхнизких процентных ставок.
Хотя средний процент по 30-летней ипотеке с фиксированной ставкой начал падать, достигнув четырехмесячного минимума в 6,67% за неделю, закончившуюся 8 августа. По данным Ассоциации ипотечных банкиров, она остается более чем на 2,5% выше средней ставки по всем выданным ипотечным кредитам.
Поскольку нет возможности переносить ипотеку с одной недвижимости на другую, домовладельцы с дешевыми кредитами не спешат продавать и переезжать, так как для покупки нового дома им потребуется значительно более дорогое финансирование. И эта ситуация помогла поднять медианную цену на вторичное жилье выше цен на новое жилье впервые в истории.
Эффект вытеснения
Эта диспропорция является одним из аргументов в пользу настоятельных призывов администрации Трампа к снижению процентных ставок.
Но Джейсон Томас, руководитель отдела глобальных исследований в Carlyle, указал, что есть и другая тенденция в сфере недвижимости, которую ФРС необходимо учитывать: сотни миллиардов долларов, вкладываемые в дата-центры, связанные с ИИ, — и обещания еще на триллионы — поскольку головокружительные темпы развития этой отрасли будут только ускоряться.
Томас считает, что огромный спрос на капитал, связанный с этим масштабным строительством ИИ-инфраструктуры, — наряду с огромным спросом на сбережения со стороны федерального бюджета с дефицитом, прогнозируемым на уровне более 6% ВВП в течение следующих трех лет — означает, что снижение процентных ставок сейчас может создать серьезные риски перегрева всей экономики.
«Вопрос не в том, „вытесняют“ ли высокие ставки чувствительные к процентам сектора, такие как жилье на продажу. Очевидно, что вытесняют. Вопрос для политиков заключается в том, насколько сильное вытеснение необходимо для достижения целей по ценовой стабильности», — написал он во вторник.
«ФРС доказала свою неспособность достичь цели по инфляции, в то время как высокие ставки подавляли доходы и расходы, связанные с жильем», — заключил он. — «Каковы шансы, что цель будет достигнута после того, как серия снижений ставок вызовет отскок в этом секторе?»
Конечно, ФРС устанавливает политику, которая обычно не оказывает заметного эффекта как минимум в течение года, и она может решить, что к тому времени экономическая ситуация изменится. Слабый жилищный сектор может привести к росту безработицы, может последовать сокращение потребительских расходов из-за пошлин, или, возможно, замедлятся расходы на ИИ.
Но действовать на опережение этих исходов сейчас потребовало бы гигантского скачка веры, а не научного прогнозирования. Инфляционные ожидания и длинный конец рынка облигаций могут вынести суровый вердикт поспешному смягчению.
Подготовлено Profinance.ru по материалам Reuters
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Мировая экономика выдержала повышение пошлин, но впереди трудности посерьезнее