
Сырьевые рынки могут казаться обманчиво простыми. В отличие от акций, где важны сложные финансовые отчеты, цены на сырье, казалось бы, зависят лишь от одного фактора — его количества. Когда предложение сокращается, цены растут. Когда оно увеличивается, они падают. Запасы служат буфером: чем они ниже, тем сильнее колебания цен.
Проблема в том, что «шоки предложения» — внезапные сокращения поставок — почти никогда не оправдывают первоначального ажиотажа. Возьмем, к примеру, литий. В конце июля ситуация на рынке этого металла, ключевого для производства аккумуляторов, была удручающей. Более года мировой избыток удерживал спотовые цены на карбонат лития вблизи $10 000 за тонну — на 90% ниже пиковых значений прошлых лет.
В начале августа правительство Китая вывело инвесторов из летаргии, распорядившись закрыть крупный литиевый рудник Цзяньсяво. Вскоре выяснилось, что и у других рудников возникли проблемы с лицензиями. На рынке началась эйфория: неужели Пекин наконец-то взялся за сокращение избыточных мощностей? Цены на литий подскочили более чем на 8%, а акции литиевых компаний за пределами Китая выросли на 5-30%. Однако ралли быстро сошло на нет, и сейчас котировки вернулись к исходным уровням, хотя рудник Цзяньсяво так и не открылся.
Чтобы понять почему, нужно вернуться в 2022 год, когда спотовые цены на литий превышали $80 000. Многие аналитики инвестиционных банков (sell-side) тогда утверждали, что взлет цен обусловлен необратимым переходом мира на электромобили, и это будет удерживать котировки на заоблачных высотах долгие годы. «На самом деле, то ралли было единичным событием, — объясняет Том Прайс из банка Panmure Liberum. — Оно было вызвано тем, что традиционные автопроизводители в панике бросились скупать сырье». Не имея долгосрочных контрактов, они вышли на неликвидный спотовый рынок, спровоцировав резкий скачок цен.
Однако вскоре ажиотаж спал. Оказалось, что после потребительского бума времен пандемии продажи электромобилей замедлили свой рост. Спрос на литий упал, и цены рухнули. Новый толчок рынку мог дать только шок предложения, и он случился с закрытием Цзяньсяво, которое сократило мировое предложение на 3%. Тем не менее, по словам Адама Меггинсона из Benchmark Minerals, даже при закрытом руднике мировой рынок закончит 2025 год с профицитом.
Почему шоки предложения ненадежны
История с литием иллюстрирует общий принцип: на сырьевых рынках шоки предложения редко становятся надежной основой для долгосрочных инвестиций. Во-первых, вызвавшие их решения часто носят политический характер, а значит, могут быть непредсказуемо отменены. Так, в начале июля цены на медь взлетели после заявления Дональда Трампа о 50%-ных пошлинах на импорт. Но уже в конце месяца президент США освободил от пошлин медную руду, и цены рухнули.
Во-вторых, проблемы с предложением часто быстро решаются. НПЗ ремонтируются, рудники возобновляют работу, а танкеры находят новые маршруты, как это было во время атак хуситов в Красном море. Во время пандемии производители сократили добычу из-за падения спроса. Когда спрос восстановился, возник дефицит, и цены взлетели. Аналитики поспешили объявить о новом «суперцикле», но вскоре предложение снова выросло, и ралли закончилось.
Наконец, даже если шок предложения длится долго, его эффект может быстро сойти на нет, так как высокие цены подавляют спрос. Демократическая Республика Конго, поставщик 70% мирового кобальта, ввела запрет на экспорт. Цены взлетели, но многие автопроизводители в ответ начали переходить на аккумуляторы, где кобальта используется гораздо меньше или нет совсем.
Единственной прочной основой для сырьевых бумов являются структурные сдвиги в спросе. Те, кто утверждает обратное, часто просто пытаются нажиться на ажиотаже.
Подготовлено Profinance.ru по материалам The Economist
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Трамп предложил обменять военную помощь Украине на титан и литий