Глобальный рынок сырой нефти переживает значительные изменения, которые трансформируют характер грузоперевозок и влияют на ценообразование.

Работник нефтегазовой отрасли идёт по объекту компании «Озенмунайгаз» в Жанаозене Мангистауской области, Казахстан, 14 ноября 2023 г. REUTERS/Туран Казангапов
Основные причины этих перемен включают рост спроса и предложения. Большинство увеличения спроса наблюдается в Азии, тогда как основные источники прироста предложения находятся в Америке за пределами США.
Кроме того, энергетические рынки становятся всё более политически зависимыми. Существует риск, что крупные источники поставок могут быть изолированы от основных центров потребления, как это произошло, когда Европа практически полностью прекратила закупки российской нефти после начала конфликта на Украине.
Эти факторы приведут к необходимости адаптации нефтяного рынка к увеличению продолжительности морских перевозок, проблемам с качеством сырой нефти для различных конфигураций нефтеперерабатывающих заводов и формированию новых ценовых потоков между регионами. Презентация аналитиков Argus Media на встрече APPEC в Сингапуре на этой неделе подчеркнула переход к новой добыче в Северной и Южной Америке.
По данным Argus, американская нефть составит 85% мирового прироста предложения из стран, не входящих в ОПЕК, в период с 2024 по 2030 год, что эквивалентно 3,63 млн баррелей в сутки.
США внесут лишь незначительный вклад в этот рост, поскольку крупнейший в мире производитель нефти ожидает лишь небольшого увеличения добычи в ближайшие годы. Основную роль в увеличении предложения будут играть Канада, Бразилия, Гайана, Аргентина и Суринам, в то время как поставки из Мексики могут снизиться из-за истощения месторождений.
С другой стороны, рост спроса, по данным Argus, будет сосредоточен на рынках к востоку от Суэцкого канала. Индия станет лидером с ожидаемым увеличением спроса на 2 млн баррелей в сутки в период с 2024 по 2030 год.
За исключением Индии, спрос в других странах Азиатско-Тихоокеанского региона вырастет на 600 000 баррелей в сутки, а Китай фактически потеряет 100 000 баррелей в сутки из-за быстрого перехода на электромобили в транспортной сфере.
Argus прогнозирует, что спрос на нефть на Ближнем Востоке вырастет на 1 млн баррелей в сутки, в Африке — на 600 000 баррелей, а в Латинской Америке — на 500 000 баррелей в период с 2024 по 2030 год.
Однако основной вывод заключается в том, что 90% ожидаемого роста спроса придётся на рынки к востоку от Суэцкого канала.
Уже отмечается увеличение поставок из Америки в Азию: по данным Kpler, с апреля по июнь объём поставок достиг квартального рекорда в 4,09 млн баррелей в сутки. Это выше, чем 3,6 млн баррелей в сутки в первом квартале, что означает, что американская нефть составила около 16% морского импорта Азии во втором квартале.
Проблемы
Нефтяная индустрия обладает значительным опытом адаптации к изменениям в потоках, поэтому можно ожидать, что физическая транспортировка нефти из Америки в Азию возможна, даже если это потребует значительных затрат.
Наиболее сложной задачей может стать работа с новыми сортами нефти, которые, за исключением канадской тяжёлой нефти, имеют тенденцию к большей лёгкости и низкому содержанию серы.
Вероятно, возникнет избыток лёгкой малосернистой нефти в тот момент, когда растущая электрификация транспортных средств снижает спрос на бензин, основной продукт, получаемый из этих сортов.
В случае транспортировки нефти из Америки в Азию встанет вопрос о её ценообразовании.
Будет ли эталонная нефть марки West Texas Intermediate (WTI) важнее нынешнего мирового стандарта лёгкой нефти марки Brent, или же цены на поставки в Азию окажутся выше?
Ещё один важный вопрос заключается в том, как геополитика повлияет на нефтяные рынки в долгосрочной перспективе. Президент США Дональд Трамп ясно заявил, что рассматривает энергетику как политический инструмент, взяв на себя обязательства по закупкам американской сырой нефти и сжиженного природного газа, что является ключевым элементом его торговых переговоров с другими странами.
Хотя это может привести к увеличению закупок американской нефти некоторыми странами, такими как Япония и Южная Корея, которые заключили соглашения, это также означает, что страны, не подписавшие соглашения, такие как Китай и Индия, вероятно, будут избегать американских энергоносителей.
Хотя прежде рынки сырой нефти были свободны от политического влияния, в ближайшие годы торговля, скорее всего, станет более поляризованной, и страны-импортёры будут вынуждены выбирать между поставщиками, которых одобряет Трамп, и теми, с кем он не соглашается.
Проблема заключается в том, что Трамп продемонстрировал свою способность быстро менять свою лояльность, что может затруднить потоки нефти, пока он остаётся у власти.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Reuters
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Цены на нефть упали после решения ОПЕК+, но рынок учитывает и российские риски
ОПЕК должна посильнее прижать американскую сланцевую промышленность, чтобы выиграть ценовую войну