Сахарная индустрия Европы сталкивается с серьёзными трудностями: снижение цен, увеличение издержек и давление со стороны регуляторов приводят к закрытию заводов и уменьшению прибыли.

С прошлого лета цены на сахар в Европе упали более чем на треть и составили 536 евро за тонну © Франсуа Нашимбени/AFP/Getty Images
В Европе цены на сахар достигли самого низкого уровня за последние три года. Это связано с избыточными запасами, которые образовались из-за увеличения экспорта из Украины, роста производства сахарной свёклы и снижения спроса на сахар.
«Рынок не сможет выдержать текущих цен», — отметил Пьер-Анри Дитц, генеральный директор коммерческого подразделения крупного производителя Cristal Union. Он предупредил, что если цены не изменятся, многие сахарные заводы в Европе могут закрыться.
Давид Сурио, коммерческий директор французской компании Tereos, подчеркнул, что снижение цен и увеличение расходов из-за климатических изменений, болезней и регулирования «ставят под угрозу долгосрочную устойчивость европейского производства сахара».
По данным Европейской комиссии, с прошлого лета цены на сахар в Европе упали более чем на треть. В июне они составили 536 евро за тонну. Комиссия по торговле товарными фьючерсами сообщила, что спекулятивные трейдеры открыли крупнейшую с 2019 года короткую позицию по фьючерсам на сахар в Нью-Йорке, что является самой крупной коллективной ставкой на снижение цен за последние годы.
Tereos сообщила, что за три месяца до конца июня выручка компании снизилась на 25 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 1,2 млрд евро. Прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации упала на 79 % до 56 млн евро. Компания также сообщила о регулярных операционных убытках в размере 22 млн евро и увеличении чистого долга до 2,265 млрд евро, но сохранила прогноз на весь год.

Немецкий производитель сахара Südzucker сообщил, что операционная прибыль компании за первый квартал до конца мая сократилась на 85 % до 22 млн евро. Операционная прибыль сахарного подразделения упала до 56 млн евро. Группа ожидает, что за весь год сахарный сегмент понесёт убытки до 200 млн евро, несмотря на прогнозируемый рост цен во второй половине года.
Cristal Union, второй по величине французский производитель, сообщил о снижении чистой прибыли на 62 % до 117 млн евро за 2024–2025 финансовый год. Компания предупредила о «значительно более неблагоприятных рыночных условиях» в будущем.
Экономический спад в Европе привёл к закрытию пяти сахарных заводов в этом году. С 2010 по 2025 год в Великобритании закрылось 14 заводов, и теперь там осталось только 83 действующих предприятия.
Фермеры, столкнувшись с падением цен, обдумывают риски продажи в убыток, и ожидается, что площадь посевов свёклы в этом сезоне сократится почти на 10 %.
«Мы уже видим, что посевные площади под свёклу резко сокращаются», — сказал Станислас Бушар, заместитель генерального директора Cristal Union. «Это окажет влияние на производство».
Tereos сохранила стабильность посевных площадей, но сообщила о росте производственных затрат. С 2017 года средняя стоимость производства сахара в Европе увеличилась на 200 евро за тонну из-за повышения затрат на производство, цен на энергоносители и климатических рисков.
Сурио возложил часть ответственности за проблемы отрасли на европейскую политику, которая «требует от производителей блока соблюдать более строгие экологические стандарты, чем от иностранных конкурентов», которые пользуются беспошлинным доступом. По его словам, это «существенно снижает конкурентоспособность Европы».
Сегодня наблюдается серьёзное несоответствие между экологической политикой ЕС и его торговой политикой, которая предусматривает постоянный рост беспошлинного импорта сахара, алкоголя и этанола из стран, где нет таких же экологических норм.
Дитц подчеркнул, что украинский импорт нанёс особенно серьёзный ущерб. В 2023 и 2024 годах в ЕС было импортировано более 1 млн тонн сахара из охваченной войной страны, что привело к увеличению запасов и снижению цен. Брюссель согласился сократить квоты на украинский импорт на 80 % с июля.
Дитц не стал акцентировать внимание на долгосрочных рисках, связанных с изменениями в структуре потребления из-за появления новых препаратов для снижения веса, таких как Ozempic и Mounjaro.
«Десять лет назад все беспокоились о заменителях глюкозы, но этого так и не произошло», — отметил он.
«Для нас более важным фактором является какао. Около 30 % наших продаж связано с рынком какао, поэтому снижение спроса на шоколад может негативно сказаться на продажах сахара», — добавил он.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram