Китай зафиксировал резкий рост импорта индонезийской сырой нефти за последние два месяца, что высветило маловероятный маршрут, который предполагает появление новых обходных путей для экспорта иранской нефти — даже несмотря на давление со стороны США.
По данным таможни, в прошлом месяце из Индонезии поступило в общей сложности 2,7 млн тонн сырой нефти, что эквивалентно примерно 630 000 баррелей в сутки. Этому предшествовал резкий скачок в июле, когда объёмы поставок утроились по сравнению с предыдущим месяцем.
Индонезия — крупнейшая экономика Юго-Восточной Азии. Она импортирует нефть уже более двух десятилетий. Однако августовские закупки Китая значительно превышают прошлогоднюю добычу в Индонезии, составлявшую около 580 000 баррелей в день. Большая часть нефти потребляется внутри страны, где спрос приближается к 1,7 миллиона баррелей в день, согласно данным Управления энергетической информации.
Импорт нефти в Китай из Индонезии резко вырос

Источник: Bloomberg
Сегодня Китай является крупнейшим покупателем иранской нефти. Эти поставки являются жизненно важным экономическим инструментом для Тегерана и позволяют Пекину получать выгоду от дешевых поставок, что способствует его стремлению к энергетической безопасности. Однако эта торговля, которая опирается на флот теневых судов, неоднократно подвергалась санкциям США.
По официальным данным таможни, Китай с середины 2022 года не импортировал ни капли иранской нефти. При этом страна закупает у Малайзии больше нефти, чем добывает. Воды у восточного побережья этой страны, стали перевалочными пунктами для морских перевозок, при этом грузы часто меняют название перед отправкой в Китай.
За последние два месяца объемы поставок из Малайзии сократились более чем на 30%.
«Это лишь часть продолжающейся эволюции тактики операторов, скрывающих свои действия», — сказал Чарли Браун, старший советник американской правозащитной организации «Объединяйтесь против ядерного Ирана». «Они продолжают осуществлять перевалку с судна на судно в том же районе у берегов Малайзии; основная схема торговли остаётся прежней».
Данные слежения за судами указывают на то, что некоторые суда подают сигналы в Кабил, порт на индонезийском острове Батам, к югу от Сингапура, перед разгрузкой в Китае. Согласно данным китайской таможни, покупателями индонезийской нефти являются импортёры, зарегистрированные в Хэбэе, Ляонине, Шаньдуне и Цзянсу.

Порт Kabil географически близок и является основным трансфертным пунктом для иранской нефти.
По данным статистического управления Индонезии, за 7 месяцев 2025 года было отгружено 1,3 млн тонн сырой нефти.
По крайней мере четыре танкера — «Акварис», «Юхан», «Пола» и «Пикс» — в последние месяцы подавали сигналы в порт Кабиль, согласно данным отслеживания судов, собранным Bloomberg. Этот порт, не связанный ни с одним экспортным терминалом сырой нефти, расположен недалеко от малазийского Джохора, хорошо зарекомендовавшего себя морского порта для перевалки грузов с судна на судно.
Судно класса «Афрамакс» «Акварис» подал сигнал Кабилю в середине мая, а затем изменил пункт назначения на воды Джохора, свидетельствуют данные. Затем судно приняло иранские грузы с танкера, находящегося под санкциями США и Великобритании. С тех пор «Акварис» совершил ещё один аналогичный рейс и в настоящее время направляется в Кабиль в третий раз.
Судно «Юхан» вышло из Кабиля в середине июня, направляясь в воды Джохора, а затем прибыло в китайский порт Жичжао в конце июля, свидетельствуют данные. По данным Vortexa, судно выгрузило почти 202 000 баррелей сырой нефти неизвестного происхождения. В мае «Юхан» был замечен принимающим иранскую нефть с другого танкера в водах Малайзии для доставки груза на терминал в Даляне.
По данным Kpler и Vortexa, судно Pola заходило в Кабиль в конце июля, а затем было замечено у берегов Малайзии с иранской нефтью. Груз был выгружен в Даляне в середине августа. С тех пор Pola вернулся в Кабиль, отправившись оттуда 13 сентября, и должен прибыть в Жичжао в ближайшие дни. Судно, способное вместить 490 000 баррелей, полностью загружено.
Подготовлено Profinance.ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Зачем Китай накапливает столько нефти и при чем здесь бритва Оккамы
Хроническая волатильность становится нормой для нефтяного рынка