Пока не все детали обнародованы, но большинство основных параметров уже известны, и проект планируется внести в Государственную думу до 30 сентября.
Минфин заявил, что проект федерального бюджета на 2026–2028 годы останется «сбалансированным и устойчивым», при этом приоритетными направлениями станут оборона, безопасность и социальная поддержка семей участников СВО, сообщил ТАСС 24 сентября.
«В проекте бюджета сохраняются условия для роста реальной заработной платы и доходов населения», — говорится в заявлении министерства, которое также предусматривает увеличение ассигнований на жилищное строительство и поддержку семей наряду с расходами на оборону.
Главное изменение нового бюджета — резкое изменение прогноза роста ВВП: 2,5% в 2025 году вместо 1% и 1,3% вместо 2,4% в 2026 году. Это приближает оценки Минэкономики к текущему прогнозу Банка России по росту в 1–2% в 2025 году и 0,5–1,5% в 2026 году.
Российское правительство испытывает всё большее давление в связи с необходимостью финансирования «Специальной военной операции» (СВО), экономические проблемы усугубляются. Однако Россия может финансировать всю свою военную деятельность исключительно за счёт внутренних ресурсов — в основном за счёт ОФЗ Минфина России, которые привлекают 20 триллионов рублей ликвидности в банковском секторе.
А вот Украина полностью зависит от внешнего финансирования своих союзников: на 2025 год ей не хватает около 8–19 млрд долларов США (в зависимости от того, будет ли прекращение огня), а нефинансируемый дефицит в бюджете следующего года был только что увеличен Международным валютным фондом (МВФ) до 65 млрд долларов США. Все эти средства в этом году придется покрыть за счет европейских партнеров, поскольку США не направляли деньги на Украину с тех пор, как президент США Дональд Трамп вступил в должность.
Минфин России пытается распределить нагрузку, комбинируя умеренные изъятия из своего резервного Фонда национального благосостояния (ФНБ), сокращение расходов, выпуск новых облигаций федерального займа (ОФЗ) и повышение ставки НДС в этом году на 200 базисных пунктов, которое вступает в силу с 1 января, а также введение прогрессивного подоходного налога.
В целом, хотя этот год будет тяжелым для бюджета, Россия по-прежнему вполне способна финансировать продолжение войны по меньшей мере еще несколько лет, опираясь только на внутренние ресурсы.
Доходы
Премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства озвучил 2 ключевые цифры. По его словам, доходы федерального бюджета в 2026 году составят 40,283 трлн рублей, а расходы — 44,869 трлн рублей.

Это означает, что с учетом инфляции расходы практически не изменятся по сравнению с 2025 годом (41,469 трлн руб.) и будут всего на 2% выше прошлогодних планов на 2026 год, что неудивительно, поскольку инфляция также оказалась выше запланированной.
Доходы сократятся не только в реальном, но и в номинальном выражении — как по сравнению с плановыми показателями этого года, так и по сравнению с планами правительства на 2026 год, принятыми годом ранее. Снижение доходов связано с ухудшением макроэкономических показателей.
Российская экономика резко замедлилась из-за нетрадиционного плана Банка России по искусственному охлаждению экономики для снижения инфляции. Согласно среднесрочному прогнозу Центрального банка России «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики», опубликованному 3 сентября, прогноз роста на этот год составляет около 1% после двух лет роста в 4,3%. Однако, согласно базовому сценарию регулятора, в 2026 году рост возобновится.
Первые сокращения военных расходов
Впервые с начала 2022 года расходы России на оборону в 2026 году сократятся, согласно данным, приведённым Reuters, с 13,5 трлн рублей до 12,6 трлн рублей ($153,7 млрд, 5,8% ВВП). Более того, они будут несколько ниже запланированных на 2026 год, установленных годом ранее при утверждении предыдущего бюджета (12,8 трлн рублей).
Учитывая, что инфляция превысила запланированные показатели, фактическое сокращение расходов на оборону будет ещё больше. Однако расходы по смежной статье бюджета «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» увеличатся с 3,56 трлн рублей в 2025 году до 4,065 трлн рублей в 2026 году.
В целом небольшое снижение все же наблюдается: общие расходы на оборону и безопасность сократятся в номинальном выражении на 2,32%, а в реальном выражении — еще существеннее — на 6,68% с 17 трлн руб. до 16,7 трлн руб. ($203,3 млрд, 7,2% ВВП) из-за опережающего темпа инфляции по сравнению с ростом расходов на безопасность.
Обоснование сокращения оборонных расходов или, по крайней мере, прекращения их постепенного роста неясно. Некоторые утверждают, что теперь, когда российская экономика полностью милитаризована, потребность в постоянных крупных инвестициях отпадает. Другие говорят, что устойчивый прогресс на поле боя также снизил необходимость в более крупных расходах. В то же время сам Минфин настаивает на сокращении военных расходов, просто чтобы уменьшить искажения, создаваемые перегревом экономики, которые нанесут долгосрочный ущерб и могут подорвать кампанию.
Дефицит
Дефицит бюджета резко увеличился на фоне больших военных расходов и падения доходов. Прогноз уже утроился с 0,5%, установленного в начале года, до 1,7%, или 3,8 трлн рублей ($46,2 млрд).
Однако за первые 8 месяцев этого года он уже вырос до 1,9% ВВП, или 4,2 трлн руб. ($51,1 млрд), что превышает новый официальный целевой показатель.
Министр финансов Антон Силуанов заявил, что намерен сохранить дефицит на уровне 1,6% ВВП в 2026 году (3,7 трлн рублей, $45 млрд), однако премьер-министр Михаил Мишустин предположил, что плановый дефицит будет ближе к 2–2,2% ВВП (4,6 трлн рублей, $47,9 млрд). Некоторые экономисты прогнозируют, что дефицит может достичь 2,6% ВВП, если замедление экономики сохранится или усугубится.
Растущий дефицит вынудил Минфин повысить новые налоги для покрытия дефицита, а также использовать другие ресурсы, такие как увеличение объема выпускаемых ОФЗ и увеличение изъятий средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ).
По состоянию на 25 сентября 2025 года федеральный бюджет России находится под давлением из-за снижения цен на нефть после решения ОПЕК увеличить добычу в этом году. Цена на нефть марки «Юралс» (используемая в бюджете) в среднем составляла 55–60 долларов за баррель на фоне мировой торговой напряжённости, роста военных расходов, достигших рекордных 40% от общих расходов, и укрепления рубля, снижающего экспортную выручку.
По итогам 8 месяцев этого года основные результаты исполнения бюджета таковы:
- Доходы 23,7 трлн руб. (+3% г/г, за счет ненефтяных налогов, таких как НДС/корпоративный налог, вырос на 14%);
- Расходы 27,9 трлн руб. (+18% г/г, доля обороны/безопасности 36%);
- Нефтегазовые доходы снизились на 20% в годовом исчислении до 6 трлн руб.
В августе был зафиксирован небольшой профицит бюджета в размере 430 млрд руб., что компенсировало дефицит июля в размере 686 млрд руб., однако совокупный дефицит за полугодие значительно превышает показатель последних двух лет (1П25: 3,69 трлн руб. или 1,7%).
Спустя 8 месяцев основные перспективы бюджета на 2025 год были пересмотрены в сторону новых более низких прогнозов:
- Доходы от продажи нефти и газа сократились до 8,32 трлн руб. (на 24% меньше предыдущего прогноза);
- Общие доходы в размере 38,51 трлн руб. (снижение с 40,3 трлн руб.);
- Расходы в размере 42,3 трлн руб. (рост за счет обороны).
Минфин планирует покрыть дефицит бюджета за счёт изъятия 447 млрд рублей из 3,9 трлн рублей (48,9 млрд долларов США), оставшихся в ликвидной части Фонда национального благосостояния, и заимствования на внутреннем рынке ОФЗ на 4,8 трлн рублей, что примерно вдвое превышает довоенный уровень заимствований. Повышение ставки НДС до 22% добавит ещё 1 трлн рублей для покрытия дефицита.
Министерство в последний раз обновляло свой прогноз в апреле, и тот вариант оказался чрезмерно оптимистичным. Низкие цены на нефть, крепкий рубль и замедление экономики продолжали сокращать доходы бюджета. Новый прогноз, опубликованный сегодня, значительно консервативнее апрельского: министерство зафиксировало более резкое замедление экономики, чем ожидалось ранее.
Недвижимость
Более 2 трлн рублей ($23,8 млрд) выделено на жилищные программы для семей с детьми. В том числе 230 млрд рублей ($2,7 млрд) в 2025 году на финансирование льготной ипотеки, более 160 млрд рублей ($1,9 млрд) на снос ветхого жилья и 182,3 млрд рублей ($2,2 млрд) на модернизацию коммунальной инфраструктуры.
Семья
Прогнозируется, что так называемый «детский бюджет» превысит 10 триллионов рублей ($119 млрд) в период с 2026 по 2028 год. С 2026 года семьи с двумя и более детьми будут получать ежегодные выплаты, а материнский капитал будет продлен до 2030 года и скорректирован с учетом инфляции.
Национальные проекты
Финансирование национальных проектов составит 41 трлн рублей ($489 млрд) в течение 6 лет, в том числе 4,6 трлн рублей ($54 млрд) на дорожную инфраструктуру и 1,9 трлн рублей ($22,7 млрд) на поддержку технологического лидерства. Дополнительные субсидии будут направлены регионам для выравнивания бюджетных ресурсов, а субсидии на заработную плату в 2026 году будут привязаны к уровню инфляции.
Новые налоги
Для финансирования возросших расходов правительство планирует существенные изменения в налоговой системе. Стандартная ставка налога на добавленную стоимость (НДС) с января 2026 года увеличится с 20% до 22%, что, по оценкам, увеличит доходы бюджета на 1,2 трлн рублей, или 0,5% ВВП.
Льготная ставка НДС 10% на социально значимые товары сохранится. Пороговый размер налога на добавленную стоимость для субъектов малого предпринимательства, применяющих УСН, будет снижен с 60 млн рублей ($716 369) до 10 млн рублей ($119 394).
Букмекеры столкнутся с новыми фискальными мерами: 5%-ным сбором с принятых ставок и 25%-ным налогом на прибыль.
«Повышение НДС и увеличение нагрузки на игорный бизнес необходимы для финансирования обороны», — заявило Министерство финансов.
Поскольку НДС является потребительским налогом, вероятно, он снова подстегнет инфляцию, поскольку 90% повышения будет переложено на потребителей производителями и поставщиками услуг.
Приватизация
Также планируется приватизация крупных государственных предприятий, хотя правительство заявило, что сохранит контрольные пакеты акций в стратегически важных компаниях. Одним из вариантов привлечения дополнительных денежных средств стала продажа части активов, находящихся в неликвидной части ФНБ, включая, например, значительную долю в государственном розничном банке-гиганте Сбербанка. Большая часть инвестиций в неликвидную часть ФНБ находится под управлением суверенного фонда благосостояния — Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ).
Министерство подчеркнуло, что, несмотря на растущее фискальное давление, проект бюджета разработан таким образом, чтобы «сохранить стабильность, удовлетворяя потребности вооруженных сил и предоставляя социальные гарантии населению».
Инфляция и ставки
Инфляция снижается быстрее, чем ожидалось, снизившись с 10% в конце 2024 года до 8,8% в августе и, как ожидается, достигнет 6,8% к концу года. Однако экономисты опасаются, что повышение НДС на 200 базисных пунктов вновь подстегнет цены до конца года и замедлит смягчение денежно-кредитной политики, начатое ЦБ РФ летом. Регулятор уже снизил ставки на 400 базисных пунктов в этом году до 17% и надеялся снизить их ещё на 200 базисных пунктов до конца года, а в следующем году сократить ставки до 12–13% для оживления роста.
Инвестиции в основной капитал
Прогноз инвестиций также снижен: вместо ранее ожидавшихся 3% роста в 2026 году теперь прогнозируется снижение на 0,5%.
Министерство экономики объясняет это «высокой базой последних лет» и жесткой денежно-кредитной политикой.
Промышленное производство
Прогноз промышленного производства снижен с 2,6% до 1,5% в 2025 году и с 2,9% до 2,3% в 2026 году.
Торговый баланс и валютный курс
Ожидается, что положительное сальдо внешней торговли товарами в 2025 году составит $106,9 млрд (против $86,8 млрд в апрельском прогнозе), а курс рубля укрепится до 86,1 руб. доллар США по сравнению со средним показателем в 94,3 руб. доллар. Однако в 2026 году курс снизится до 92,2 руб. за доллар.
Прогноз цены на нефть марки Brent установлен на уровне $70 за баррель в 2025–2027 годах (ранее прогнозировалось 72 доллара США в 2026–2027 годах).
По материалам IntelliNews
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Минэкономразвития ожидает плавное ослабление рубля вплоть до 2028 года
Минфин присоединяется к Трампу в деле разгрома российского рынка: НДС поднимут до 22%