Риск санкций пока блокирует поставки нефти из России в Китай

18.11.2025 11:15

Расширение санкций в отношении китайских портов и нефтеперерабатывающих заводов ограничивает поставки российской и иранской нефти в Китай, хотя появляющиеся обходные пути предполагают, что замедление может быть кратковременным.

Крупные государственные нефтепереработчики приостановили закупки сырой нефти ВСТО, которая составляет основную часть китайского импорта из России, после введения санкций США в отношении производителей ПАО «Роснефть» и ПАО «Лукойл». Рестрикции Вашингтона в отношении нефтяного терминала в Жичжао, через который проходит около 10% китайского импорта сырой нефти, также сдерживает иранские поставки в КНР.

И некоторые частные нефтеперерабатывающие компании, которые, как правило, более склонны к риску, когда речь заходит о покупке чувствительной нефти, также избегают поставок с Дальнего Востока России. Их осторожность вызвана тем, что Европейский союз и Великобритания внесли в черный список Shandong Yulong Petrochemical Co., так называемую «чайную компанию», которая была крупным покупателем российской нефти.

В совокупности все это привело к необычному уровню беспокойства на рынке.

Китай снизил импорт российской морской нефти из-за санкций. Покупки государственных и частных нефтеперерабатывающих компаний достиг 17-недельного минимума

Источник: Kpler, Bloomberg

По словам Ванданы Хари, основательницы сингапурской аналитической компании Vanda Insights, усиление страха — это то, что отличает последние меры США от предыдущих западных ограничений.

«Санкции США в отношении „Роснефти“ и „Лукойла“ могут в некоторой степени изменить правила игры.»

Нервозность китайских покупателей усиливается из-за того, что индийские нефтеперерабатывающие заводы также сокращают закупки российской нефти, что свидетельствует о том, что усилия Запада наконец-то дают о себе знать. Однако устойчивость поставок через некоторые порты, которые уже занесены в «черный список», таких как Дунцзякоу в провинции Шаньдун, позволяет предположить, что потоки могут возобновиться без строгого контроля и правоприменения.

Согласно оценке отраслевой аналитической компании Rystad Energy AS, китайский импорт российской нефти морским путем в этом месяце может сократиться на 500 000–800 000 баррелей в день, или на две трети от нормального уровня. Тем временем приток нефти из Ирана может сократиться на 200 000–400 000 баррелей в день, или на 30%.

По словам Эммы Ли, ведущего аналитика китайского рынка в компании Vortexa, занимающейся отслеживанием судов и разведкой, растет избыток чувствительной нефти, которая изо всех сил пытается найти свое пристанище. По ее словам, частным нефтеперерабатывающим предприятиям Китая, или «чайникам», не хватает квот на импорт баррелей, и продавцы отчаянно пытаются от них избавиться, что приводит к снижению цен.

Китайский импорт иранской нефти, который проходит через порт Жичжао, остается на низком уровне после того, как в октябре на порт были наложены санкции за его связи с производителем в Персидском заливе. По данным Vortexa, и без того высокие запасы в провинции Шаньдун и отсутствие квот на импорт нефти у частных нефтеперерабатывающих компаний также снижают спрос.

Накопление иранской нефти в море на фоне слабого спроса со стороны Китая привело к увеличению запасов до максимальных объемов с мая 2023 года

Источник: Kpler, Bloomberg

Таким образом, объем иранской нефти, хранящейся в море, к концу прошлой недели вырос почти до 48 миллионов баррелей, что, по словам Kpler, является максимальным показателем более чем за два года. По данным аналитической компании, около 40% этой нефти находится в Сингапурском проливе, и аналогичная доля — в Желтом и Южно-Китайском морях.

По словам трейдеров, в настоящее время наблюдается переизбыток нефти ESPO, которая предлагается со скидкой в 4 доллара за баррель к базовым ценам на поставку в Китай. Это больше, чем разница в 50 центов в конце октября.

Такие цены могут оказаться слишком заманчивыми для некоторых китайских нефтеперерабатывающих компаний, которые могут прибегнуть к устаревшему методу отключения ретрансляторов и доставки сырья с судна на судно, чтобы скрыть происхождение покупаемой ими нефти.

Порт Дунцзякоу также становится перевалочным пунктом для деликатных видов сырой нефти. В августе США ввели против него санкции, что повышает риски для любых трейдеров, судовладельцев и финансистов, которые, как было установлено, причастны к его использованию. Однако после непродолжительного сокращения поставок сейчас он снова перерабатывает крупные объемы иранской нефти, что говорит о том, что возможности по-прежнему перевешивают потенциальные издержки для некоторых покупателей.

Нынешнее затишье в закупках российской и иранской нефти также может частично объясняться сокращением импортных квот для частных нефтеперерабатывающих компаний по мере приближения конца года. Это может побудить их просить правительство о дополнительных разрешениях на импорт.

Даже если будут предоставлены дополнительные квоты, некоторые китайские нефтеперерабатывающие компании, скорее всего, займут «выжидательную позицию» в отношении закупок в России, чтобы посмотреть, насколько строго соблюдаются санкции, считает Цзянань Сунь, аналитик отраслевого консультанта Energy Aspects Ltd.

«Потребуется время, чтобы наладить новые каналы закупок и цепочки поставок».

Подготовлено Profinance.ru по материалам Bloomberg

MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram 

По теме: 

Нефть снижается на сообщениях о том, что новороссийский порт возобновил работу

МЭА пересмотрело прогноз: нефть останется ключевым топливом до середины века