Дизель не разделяет оптимизма рынка нефти по поводу мирного плана по Украине

24.11.2025 12:45

Цены на сырую нефть практически свели на нет рост с 22 октября, когда США ввели санкции против России. Дизельные спреды остаются высокими, поскольку конфликт ограничивает мировые поставки. Запрет ЕС на импорт топлива, переработанного из российской нефти, вступает в силу в январе

Цены на нефть упали в ожидании перемирия на Украине при посредничестве США, однако спреды на дизельное топливо остаются высокими из-за продолжающегося конфликта, который вызывает напряжение в мировых поставках и не предвещает скорого облегчения ситуации.

С момента объявления 20 ноября о посредничестве США в инициативе по прекращению огня на Украине, цены на сырую нефть снизились примерно на 1,2%. Это произошло после того, как в октябре Трамп ввёл санкции против российских нефтяных компаний «Роснефть» и «Лукойл». Однако после вступления санкций в силу 21 ноября, значительная часть этого роста была нивелирована.

Несмотря на это, план из 28 пунктов по прекращению огня имеет мало шансов быть одобренным Киевом, так как он включает большинство ключевых требований России военного времени. Поддержка этого плана со стороны президента США Дональда Трампа остаётся значимой, поскольку это подчёркивает стремление Белого дома к заключению сделки и привлечению Москвы на свою сторону любой ценой. Это ставит под сомнение готовность Трампа ужесточать существующие санкции.

   Санкции и прекращение огня. Цены на дизельное топливо остаются высокими даже после сообщений о новой инициативе США по посредничеству в прекращении огня на Украине. Сырая нефть Брент. Дизель. Европейская рентабельность переработки дизельного топлива. Санкции США в отношении Роснефти и Лукойла. Сообщения об инициативе США по прекращению огня. Примечание: изменение базы диаграммы с 21 октября по 21 ноября 2025 г. Источник: LSEG | Рон Буссо

Первоначально цены на нефть выросли после введения санкций, но теперь большая часть этого роста исчезла. Однако ситуация с дизельным топливом иная. Хотя базовые европейские цены на дизельное топливо снизились после новостей о переговорах о прекращении огня, они всё ещё примерно на 8% выше уровня 22 октября. При этом маржа переработки дизельного топлива выросла на 17% за этот период, достигнув около 29 долларов за баррель.

Такое расхождение связано с несколькими факторами. Во-первых, мировое производство дизельного топлива находится на низком уровне, в то время как рынок сырой нефти находится на грани избытка: Международное энергетическое агентство прогнозирует превышение предложения нефти над спросом на 4 млн баррелей в сутки в следующем году. Это создаёт дисбаланс на рынке.

В последние месяцы поставки дизельного топлива значительно сократились. Россия, как второй по величине экспортёр дизельного топлива после США, столкнулась с проблемами из-за атак Украины на её нефтеперерабатывающие заводы и экспортные объекты. В октябре экспорт дизельного топлива из России составил всего 669 000 баррелей в сутки, что немного выше уровня сентября, когда экспорт достиг минимума со времён пандемии COVID-19.

Санкции США против «Роснефти» и «Лукойла» также нарушили поставки дизельного топлива. Эти компании экспортировали около 270 000 баррелей в сутки дизельного топлива в этом году, что составляет примерно 37% российского экспорта и 9% мирового. Санкции могут вынудить Турцию и Бразилию, основных покупателей российского дизельного топлива, искать альтернативные источники, что увеличит спрос на ограниченное количество несанкционированного топлива.

Последствия санкций Европейского союза против России также важны для цен на дизельное топливо. Эти меры запретят импорт топлива, произведённого из российской нефти, в ЕС, один из крупнейших мировых рынков дизельного топлива. Межконтинентальная биржа (ICE) заявила, что прекратит принимать поставки дизельного топлива из НПЗ, перерабатывавших российскую нефть в течение последних 60 дней, начиная с 16 января.

Это закроет лазейку, которая приносила выгоду нефтеперерабатывающим заводам Индии и Турции. Эти страны покупали российскую нефть со скидкой, перерабатывали её в дизельное топливо и экспортировали в Европу. На их долю приходилось 13% европейского импорта дизельного топлива, составлявшего около 1,8 млн баррелей в сутки с начала года.

Многие крупные нефтеперерабатывающие заводы уже отреагировали на эти изменения. Индийская компания Reliance Industries заявила о прекращении импорта российской нефти на свой нефтеперерабатывающий комплекс в Джамнагаре 20 ноября. Однако, возможно, это уже слишком поздно для соблюдения новых правил ICE.

Последствия мер ЕС уже заметны. По данным Kpler, экспорт индийского дизельного топлива в ЕС и Великобританию в ноябре снизился до 34 000 баррелей в сутки по сравнению со средним уровнем в 136 000 баррелей в сутки с начала года.

Американские НПЗ на побережье Мексиканского залива могут стать основными бенефициарами этих изменений. По данным LSEG, ключевой показатель рентабельности нефтепереработки в США, crek-спред 3-2-1, вырос на 12% с 22 октября. Это указывает на то, что американские НПЗ могут увеличить экспорт дизельного топлива в Европу.

Текущие перебои на рынке дизельного топлива постепенно сгладятся по мере перестройки рынков и появления новых маршрутов поставок. Российское дизельное топливо со скидками, вероятно, найдёт своё место на рынках, таких как Китай. Однако вероятность полной отмены санкций ЕС, которая может оказать значительное влияние на цены на дизельное топливо, невелика, даже если Трампу удастся разрешить конфликт.

Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Thomson Reuters

MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram 

По теме:

Vortexa: экспорт дизеля из РФ под угрозой из-за санкций США и ЕС

Нефтяной рынок реагирует падением на возможную сделку по Украине

Вечером четверга рынок акций РФ вновь отправился в полеты