
Захваченный танкер, перевозящий венесуэльскую нефть, спутниковый снимок. Источник: Kpler
«Мы только что захватили танкер у побережья Венесуэлы — большой танкер, очень большой, на самом деле, самый большой из всех, что мы когда-либо захватывали», — заявил президент США Дональд Трамп в Белом доме, добавив: «И это еще не все».
Высокопоставленный чиновник администрации Трампа назвал судно «кораблем без гражданства», который последний раз заходил в порт Венесуэлы.
Эта эскалация может серьезно осложнить для Венесуэлы экспорт нефти, так как теперь другие судовладельцы, вероятно, будут с еще большей опаской относиться к загрузке ее грузов. Большая часть венесуэльской нефти сейчас идет в Китай, как правило, через посредников и со значительными скидками из-за санкционных рисков. На фоне этих новостей фьючерсы на нефть марки Brent незначительно выросли.
Спустя несколько часов генеральный прокурор США Пэм Бонди опубликовала в сети X видео, на котором вооруженные до зубов бойцы спускаются по канатам на палубу корабля с вертолета MH-60 Seahawk
— стандартная тактика спецназа. При этом из видео не было ясно, кто именно проводил операцию — береговая охрана или силы специального назначения США.
«Этот нефтяной танкер много лет находился под санкциями США за участие в незаконной сети поставок нефти, поддерживающей иностранные террористические организации», — написала она.
Венесуэла в своем заявлении назвала захват «откровенным грабежом» и «актом пиратства», пообещав «с абсолютной решимостью» защищать свой суверенитет и природные ресурсы. «Наконец-то раскрыты истинные причины агрессии против Венесуэлы, — говорится в заявлении. — Всегда дело было только в наших природных ресурсах, нашей нефти».
Что известно о захваченном танкере
По данным источников, знакомых с ситуацией, захваченное судно — это супертанкер (VLCC) под названием Skipper. Этот 20-летний гигант, способный перевозить около 2 млн баррелей нефти, еще в 2022 году попал под санкции США под своим прежним названием Adisa за помощь в экспорте иранской нефти.
Хотя судно предположительно ходило под флагом Гайаны, морская администрация этой страны отрицает любую связь с танкером. По данным американских властей, судно направлялось на Кубу. Это необычный маршрут для танкера такого размера, если судить по историческим данным. Официальные лица США давно подозревают, что Венесуэла продает подсанкционную нефть через Кубу, что затрудняет отслеживание сделок.
«Явная эскалация»
Действия США усиливают давление на Мадуро, которого Вашингтон обвиняет в организации наркотрафика. Ранее Пентагон провел более 20 ударов по предполагаемым судам наркоторговцев в водах у берегов Венесуэлы и Колумбии, в результате чего было убито более 80 подозреваемых. Сам Трамп неоднократно намекал на возможность ударов по суше и заявлял, что «дни Мадуро сочтены».
«Захват венесуэльского танкера — это явная эскалация от финансовых санкций к прямому физическому перехвату. Это повышает ставки для Каракаса и всех, кто помогает ему с экспортом, — говорит Хорхе Леон, глава отдела геополитического анализа в Rystad Energy. — Такие действия создают геополитическую „поддержку“ для цен на нефть: даже небольшие объемы могут повлиять на настроения, когда речь идет о безопасности морских путей и эскалации между государствами».
По мнению Мэтью Томаса, партнера юридической фирмы Blank Rome, специализирующегося на международной торговле, этот шаг, скорее всего, отпугнет других перевозчиков от работы с венесуэльской нефтью.
«Большинство крупных танкерных компаний и так избегали Венесуэлы из-за санкций. Но теперь даже для небольших перевозчиков и „теневого флота“ угроза захвата судна становится дополнительным сдерживающим фактором», — сказал он.
Правительство Мадуро называет действия США попыткой захватить нефтяные резервы Венесуэлы — одни из крупнейших в мире. Примечательно, что новость о захвате танкера появилась в тот же день, когда лидер венесуэльской оппозиции Мария Корина Мачадо была удостоена Нобелевской премии мира.
Венесуэльская государственная нефтяная компания PDVSA продолжает работать с несколькими международными партнерами, включая американскую Chevron. По текущим соглашениям Chevron получает процент от добытой нефти и освобождена от санкций специальной лицензией Минфина США. В Chevron заявили, что захват танкера не повлиял на их деятельность, а глава компании Майк Вирт сообщил, что ведет переговоры с администрацией Трампа о том, как продолжать работать в стране, не нарушая санкций.
Подготовлено Profinance.ru по материалам
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram